История новой "Батлейки" Института теологии
В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, которая лелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения в школе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию исторических материалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства и воссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководством Института теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также при ощутимой поддержке "Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла". По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. За изготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса, которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалой силы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дары таланта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейка была восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.
Представленный в Институте тип батлейки, если верить историческим данным, был особо распространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейка выглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.
Батлейка в Институте теологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, для того чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступной и нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также, чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.
Со времени основания "Батлейки" было разработано несколько циклов представлений:
- «Христианская этика»;
- «Священная история Ветхого Завета»;
- «Священная история Нового Завета»;
- Цикл, рассказывающий о Десяти заповедях и Заповедях блаженств;
- Истории о белорусских святых.
Каждый цикл состоит приблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. В данный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла «История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» было поставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными и сочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклю также шьются и рисуются самими актерами.
Театр дает представления не только в стенах Воскресной школы, но также активно гастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки, где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самого юга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некоторое время после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag, где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и на французском языке для гостей из Франции.
Кроме заграничных гастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные не только в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.
Батлейка, некоторым образом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянских народов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого из славянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные с особенностями языка, быта, истории и культуры.
В батлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так и христианской религиями. Это - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления - обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий и театр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театр импровизационный.
Рекомендуем также:
Российский этнографический музей
Российский этнографический музей был основан в 1901 году как этнографический отдел Русского музея. Коллекции музея размещаются в правом флигеле Михайловского дворца, перестроенном в 1900-1911 годах по проекту архитектора В. A. Свиньина в ...
Костюм – индивидуальность – цвет
Цвета отдельных элементов костюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлять при этом достоинства индивидуальности. Прежде чем подобрать цвета, которые больше всего идут человеку, надо определить его индивидуа ...
Художественная культура украинских земель
Изобразительное искусство этого времени сохраняло характерные черты, сложившиеся в нем в предыдущий период: монументальность, утонченный колорит, гармоничные пропорции, уверенный рисунок и высокое профессиональное мастерство, одновременно ...