Сайт о культуре и искусстве

История новой "Батлейки" Института теологии

Другое » История белорусского театра "Батлейка" » История новой "Батлейки" Института теологии

В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, которая лелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения в школе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию исторических материалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства и воссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководством Института теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также при ощутимой поддержке "Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла". По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. За изготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса, которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалой силы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дары таланта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейка была восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.

Представленный в Институте тип батлейки, если верить историческим данным, был особо распространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейка выглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.

Батлейка в Институте теологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, для того чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступной и нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также, чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.

Со времени основания "Батлейки" было разработано несколько циклов представлений:

- «Христианская этика»;

- «Священная история Ветхого Завета»;

- «Священная история Нового Завета»;

- Цикл, рассказывающий о Десяти заповедях и Заповедях блаженств;

- Истории о белорусских святых.

Каждый цикл состоит приблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. В данный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла «История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» было поставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными и сочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклю также шьются и рисуются самими актерами.

Театр дает представления не только в стенах Воскресной школы, но также активно гастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки, где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самого юга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некоторое время после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag, где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и на французском языке для гостей из Франции.

Кроме заграничных гастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные не только в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.

Батлейка, некоторым образом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянских народов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого из славянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные с особенностями языка, быта, истории и культуры.

В батлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так и христианской религиями. Это - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления - обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий и театр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театр импровизационный.

Рекомендуем также:

Постимпрессионизм и новые течения в изобразительном искусстве
Постимпрессионизм, пришедший во второй половине 1880-х годов на смену импрессионизму и сохраняющий по отношению к нему известную преемственность, не был, в сущности говоря, единым течением. [14] “Неоимпрессионизм” рационализировал и форма ...

Мистика как феномен
Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем древние в определенном смысле знали гораздо больше чем мы. В этом одно из поразительных открытий науки. Физики ...

Литература древней Руси
Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение, сколько возмо ...