Сайт о культуре и искусстве

История новой "Батлейки" Института теологии

Другое » История белорусского театра "Батлейка" » История новой "Батлейки" Института теологии

В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, которая лелеяла идею воссоздания батлеечной традиции с самого времени своего обучения в школе. Долгие годы кропотливой работы и немалые силы по отысканию исторических материалов вылились в дипломную работу по истории батлеечного искусства и воссоздание реальной Батлейки. Инициатива была поддержана руководством Института теологии и Воскресной школы, действующей при Институте, а также при ощутимой поддержке "Христианского образовательного центра им. свв. Мефодия и Кирилла". По инициативе Наталии был изготовлен корпус батлейки. За изготовлением корпуса последовала долгая и нелегкая работа по росписи корпуса, которая, надо сказать, требует особой щепетильности, специальных навыков и немалой силы духа и воли. За эту работу взялась Наталия Лаврентьева, особые дары таланта которой радуют глаз благодарных зрителей уже более пяти лет. Батлейка была восстановлена в соответствии с многовековыми традициями.

Представленный в Институте тип батлейки, если верить историческим данным, был особо распространен на белорусском Полесье (Мозырь, Бобруйск, Копаткевичи). Батлейка выглядит как двухэтажный переносной домик-церковка.

Батлейка в Институте теологии создавалась с воспитательно-образовательной целью, а проще говоря, для того чтобы разнообразить привычные формы уроков Воскресной школы и в доступной и нескучной форме донести нашим маленьким зрителям идеи добра и мира, а также, чтобы наглядно в образах показывать сюжеты из Евангелия и жизни святых.

Со времени основания "Батлейки" было разработано несколько циклов представлений:

- «Христианская этика»;

- «Священная история Ветхого Завета»;

- «Священная история Нового Завета»;

- Цикл, рассказывающий о Десяти заповедях и Заповедях блаженств;

- Истории о белорусских святых.

Каждый цикл состоит приблизительно из 30 спектаклей продолжительностью по 30-35 минут каждый. В данный момент идет работа и одновременно показ детям в воскресной школе цикла «История белорусских святых». Всего за время существования «Батлейки» было поставлено более 100 спектаклей. Все спектакли являются эксклюзивными и сочиняются актерами театра. Костюмы для кукол и декорации к каждому спектаклю также шьются и рисуются самими актерами.

Театр дает представления не только в стенах Воскресной школы, но также активно гастролирует. В первый же год театр был приглашен в Соединённые Штаты Америки, где дал ряд представлений в местных приходах от самого севера США до самого юга, от востока до запада. Представления давались на английском языке. Через некоторое время после этого последовало выступление в Германии на празднике KirchenTag, где представление давалось на немецком языке. Также давались представления и на французском языке для гостей из Франции.

Кроме заграничных гастролей театр активно приглашают во многие учреждения, расположенные не только в самом городе Минске, но и в самых отдалённых уголках по всей Беларуси.

Батлейка, некоторым образом, живое воплощение общности культур, традиций, верований славянских народов. Это, собственно, один вид народного театра, получивший у каждого из славянских народов некоторые собственные отличительные черты, связанные с особенностями языка, быта, истории и культуры.

В батлейке отчетливо прослеживается ее связь, как с дохристианской, так и христианской религиями. Это - одно из самых загадочных театрально-эстетических явлений прошлого. И не только потому, что она отражала, моделировала идеи мироустройства разных эпох, но и потому, что объединяла театральные направления - обрядовый, магический, религиозный и театр светский; театр, проповедующий и театр, отвергающий любые проповеди; театр литературный и театр импровизационный.

Рекомендуем также:

Суть реформы
Балеты Чайковский начал писать, будучи зрелым композитором, хотя склонность к сочинению танцевальной музыки проявилась у него с первых шагов творчества. Танцевальные ритмы и жанры, коренящиеся в бытовой музыке, использовались Чайковским н ...

Сад Тэнрюдзи
Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Здесь, у подножия горы Камэяма, в западном ...

Христианские мотивы в творчестве М.В. Нестерова. Образы православных в творчестве Нестерова
М.В. Нестеров до конца дней сохранил тёплое чувство к жившему в Уфе священнику Федору Михайловичу Троицкому, бывшему добрым другом семьи Нестеровых. Художник вспоминал: «У нас он был давно-давно желанным гостем и почему-то любил меня, быт ...