Сайт о культуре и искусстве

Два закона магического мышления

Другое » Магическая медицина в первобытном обществе » Два закона магического мышления

В основе самых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления:

1. Закон подобия

Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. В чем могло выражаться действие закона подобия? Вот несколько примеров. Земледельцы поливали поле водой, стараясь вызвать дождь; охотники, желая добиться успеха на охоте, изображали на стенах пещеры пораженных стрелой животных. В средневековой Европе воры часто рассыпали возле дома землю с кладбища, чтобы погрузить хозяев в глубокий сон, подобный смерти.

2. Закон соприкосновения

Вещи, которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают

взаимодействовать на расстоянии, приобретают общую судьбу.

Например, чтобы погубить врага, лепили куклу из глины, в которую подмешивали несколько его волосков или лоскуток от одежды. Эти предметы, согласно закону соприкосновения, имели общую судьбу с человеком, своим «хозяином». Если повредить или уничтожить такую куклу, это принесет вред человеку в соответствии с законом подобия.

В разных странах Европы долгое время существовало поверье, что если кто-то порежется косой или садовыми ножницами, он должен до блеска натереть и смазать этот инструмент, чтобы избежать нагноения раны. Здесь легко увидеть проявление законов магического мышления: согласно закону соприкосновения, нож и рана имеют общую судьбу, и если коса или ножницы будут в чистоте и порядке, то и рана заживет, «придет в порядок» в полном соответствии с законом подобия. Римский писатель Плиний Старший рекомендовал с той же целью вычистить и смазать нож, если кто-нибудь во время ссоры поранил человека, а позже раскаялся в этом.

Законы магического мышления имеют множество проявлений. Они соединяют магической связью человека, его внутренние органы и части тела с их подобиями, именами и изображениями. Например, древние ассирийцы считали, что аэтит – «орлиный камень» способен помогать женщинам при родах. Согласно поверью, без него орлы не могли высидеть птенцов. Вероятно, это было связано с любопытной структурой аэтита, который якобы иногда находили в орлиных гнездах. В пустотелом внешнем камне заключен второй, небольшой по размеру. Это создавало впечатление «зарождения» нового камня внутри старого подобно тому, как птенец зарождается в яйце. Позже такие воззрения перешли к персам, грекам и римлянам. «Орлиные камни, – писал Плиний Старший, – в большой находятся славе. Обретаются они в орлиных гнездах… Орлы не высиживают детенышей без них».

В некоторых африканских и индейских племенах, у австралийских аборигенов фотография вызывает суеверный ужас: изображение человека, попавшее в чужие руки, дает, по их мнению, власть над его жизнью и здоровьем, потому что между человеком и его изображением («подобием») существует магическая связь. На использовании законов магии основано множество приемов древней медицины.

Рекомендуем также:

Врубель Михаил Александрович
Именно на фоне органичности нестеровских образов особенно наглядной представляется надуманность врубелевского вопроса. Имеется в виду кочующее из исследования в исследование утверждение, что эскизы Врубеля обязательно должны были быть при ...

Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религи ...

Музей кино
Адрес: 123242, Москва, Дружинниковская ул., 15 Проезд: Ст. м. "Крaснопресненская", "Баррикадная", тролл. 5, авт. 6, 39, 64, 69, 116 Памятные даты и ежегодные мероприятия: 18 мая - Международный день музеев Основные ...