Сайт о культуре и искусстве

Игры разума в творчестве Пелевина

Другое » Игры разума в творчестве Пелевина

Страница 1

Разуму, сознательному и бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в творчестве Пелевина.

Слова несут в себе огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально), так и бессознательно. Нейролингвистическое программирование занимается тем, чтобы менять убеждения посредством не только вербального, но и невербального контакта. Классическое НЛП ориентировано на гуманистическое направление (устранение стрессов, депрессий, конфликтных ситуации и личных проблем), но существует и так называемое «боевое НЛП», целью которого является манипулирование людьми, подмена их убеждений и установок. Нейропрограммирование может встречаться не только в устной речи, но и на письме.

Рассмотрим использование приемов «боевого НЛП» на примере произведений Пелевина. Основную форму автор откровенно отметил в одном из своих последних сборников рассказов - 5П.

«…-Седьмую форму отрабатываю, — сообщил генерал. — Сначала подстройка и ведение, затем разрыв шаблона, потом опущение и присоединение .» («П5»)

Подстройка у Пелевина проста и универсальна. Конечно, она отличается от устоявшейся схемы НЛП-присоединения. Сложно делать подстройку к каждому читателю в отдельности, имеющему определенную репрезентативную систему, не видя его жестов и мимики. Пелевин выбирает отличный тактический прием. Он использует в своих произведениях не только выдуманных персонажей, но и реально существующих или существовавших героев, которые хорошо знакомы читателям. Как то Ельцин, Чапаев, Че Гевара, Березовский и другие. Иногда подстройка осуществляется через повторение мотива или идеи предшествующего произведения (Generation «П» - Ампир V).

После установки моста между автором и читателем, происходит ведение. Пелевин выводит своих героев за рамки нашего представления о них, утверждая через диалоги или монологи свою точку зрения.

Следующий этап Пелевин часто нарушает. Вместо того, чтобы «разорвать шаблон» («разрыв шаблона» - «зависание» читателя при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, в частности, при неожиданном поведении автора), автор иногда использует прием «внутреннего конфликта»:

« - Понял, - сказал Татарский. - Кажется, понял . То есть как, подожди . Выходит, что те определяют этих, а эти . Эти определяют тех. Но как же тогда . Подожди . А на что тогда все опирается?» (Generation «П»)

«Ботвиник, стоявший у истока нового поколения техник нейролингвистического контроля, может быть с полным правом назван не только главным технологом всех идеологов, но и главным идеологом всех технологов .» Лена перечитала это место три раза, но все равно не поняла, о чем речь» (П5)

Читатель, на подсознательном уровне пытается решить неразрешимый конфликт (выявить суть вышесказанного). Создается ощущение, что автор всеведущ, знает больше, чем читатель. Но поскольку того, о чем Пелевин говорит, нет нигде за пределами выстраиваемой им фразы, он всегда будут разбираться в предмете намного лучше читателя и выглядеть «продвинуто и умно». (Интервью Пелевина)

Сам прием «разрыва шаблона» свойственен Пелевину. Его очень легко определить. Как таковой, он вводит читателя в состояние, близкое трансовому. Существует много приемов достижения цели:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старе ...

Музыка российского символизма
Поисками соответствий между красками и звуками, что присущее символистам, занимался и талантливый российский композитор Александр Скрябин (1872—1915). Самым ярким свидетельством этого является его оркестровое произведение - поэма «Промете ...

Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей. Направления деятельности учре ...