Сайт о культуре и искусстве

Игры разума в творчестве Пелевина

Другое » Игры разума в творчестве Пелевина

Страница 1

Разуму, сознательному и бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в творчестве Пелевина.

Слова несут в себе огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально), так и бессознательно. Нейролингвистическое программирование занимается тем, чтобы менять убеждения посредством не только вербального, но и невербального контакта. Классическое НЛП ориентировано на гуманистическое направление (устранение стрессов, депрессий, конфликтных ситуации и личных проблем), но существует и так называемое «боевое НЛП», целью которого является манипулирование людьми, подмена их убеждений и установок. Нейропрограммирование может встречаться не только в устной речи, но и на письме.

Рассмотрим использование приемов «боевого НЛП» на примере произведений Пелевина. Основную форму автор откровенно отметил в одном из своих последних сборников рассказов - 5П.

«…-Седьмую форму отрабатываю, — сообщил генерал. — Сначала подстройка и ведение, затем разрыв шаблона, потом опущение и присоединение .» («П5»)

Подстройка у Пелевина проста и универсальна. Конечно, она отличается от устоявшейся схемы НЛП-присоединения. Сложно делать подстройку к каждому читателю в отдельности, имеющему определенную репрезентативную систему, не видя его жестов и мимики. Пелевин выбирает отличный тактический прием. Он использует в своих произведениях не только выдуманных персонажей, но и реально существующих или существовавших героев, которые хорошо знакомы читателям. Как то Ельцин, Чапаев, Че Гевара, Березовский и другие. Иногда подстройка осуществляется через повторение мотива или идеи предшествующего произведения (Generation «П» - Ампир V).

После установки моста между автором и читателем, происходит ведение. Пелевин выводит своих героев за рамки нашего представления о них, утверждая через диалоги или монологи свою точку зрения.

Следующий этап Пелевин часто нарушает. Вместо того, чтобы «разорвать шаблон» («разрыв шаблона» - «зависание» читателя при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, в частности, при неожиданном поведении автора), автор иногда использует прием «внутреннего конфликта»:

« - Понял, - сказал Татарский. - Кажется, понял . То есть как, подожди . Выходит, что те определяют этих, а эти . Эти определяют тех. Но как же тогда . Подожди . А на что тогда все опирается?» (Generation «П»)

«Ботвиник, стоявший у истока нового поколения техник нейролингвистического контроля, может быть с полным правом назван не только главным технологом всех идеологов, но и главным идеологом всех технологов .» Лена перечитала это место три раза, но все равно не поняла, о чем речь» (П5)

Читатель, на подсознательном уровне пытается решить неразрешимый конфликт (выявить суть вышесказанного). Создается ощущение, что автор всеведущ, знает больше, чем читатель. Но поскольку того, о чем Пелевин говорит, нет нигде за пределами выстраиваемой им фразы, он всегда будут разбираться в предмете намного лучше читателя и выглядеть «продвинуто и умно». (Интервью Пелевина)

Сам прием «разрыва шаблона» свойственен Пелевину. Его очень легко определить. Как таковой, он вводит читателя в состояние, близкое трансовому. Существует много приемов достижения цели:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Цвет и магия у первобытных народов
В наскальной живописи первобытных времен наиболее часто встречающимися являются три цвета – белый, черный и красный. Из этого можно сделать вывод, что именно эти цвета играли особую роль в жизни древних племен. Исследователи чаще всего ук ...

Зарождение первых молодежных субкультур
Название этой «черной» субкультуры происходит от одежды. Zoot Suit - костюм с длинным пиджаком и мешковатыми брюками (образ дополнялся широкополой шляпой). Костюм этот в начале сороковых годов считался экстравагантным, cтоил довольно доро ...

Символы и язык
Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о прав ...