Сайт о культуре и искусстве

Игры разума в творчестве Пелевина

Другое » Игры разума в творчестве Пелевина

Страница 1

Разуму, сознательному и бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в творчестве Пелевина.

Слова несут в себе огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально), так и бессознательно. Нейролингвистическое программирование занимается тем, чтобы менять убеждения посредством не только вербального, но и невербального контакта. Классическое НЛП ориентировано на гуманистическое направление (устранение стрессов, депрессий, конфликтных ситуации и личных проблем), но существует и так называемое «боевое НЛП», целью которого является манипулирование людьми, подмена их убеждений и установок. Нейропрограммирование может встречаться не только в устной речи, но и на письме.

Рассмотрим использование приемов «боевого НЛП» на примере произведений Пелевина. Основную форму автор откровенно отметил в одном из своих последних сборников рассказов - 5П.

«…-Седьмую форму отрабатываю, — сообщил генерал. — Сначала подстройка и ведение, затем разрыв шаблона, потом опущение и присоединение .» («П5»)

Подстройка у Пелевина проста и универсальна. Конечно, она отличается от устоявшейся схемы НЛП-присоединения. Сложно делать подстройку к каждому читателю в отдельности, имеющему определенную репрезентативную систему, не видя его жестов и мимики. Пелевин выбирает отличный тактический прием. Он использует в своих произведениях не только выдуманных персонажей, но и реально существующих или существовавших героев, которые хорошо знакомы читателям. Как то Ельцин, Чапаев, Че Гевара, Березовский и другие. Иногда подстройка осуществляется через повторение мотива или идеи предшествующего произведения (Generation «П» - Ампир V).

После установки моста между автором и читателем, происходит ведение. Пелевин выводит своих героев за рамки нашего представления о них, утверждая через диалоги или монологи свою точку зрения.

Следующий этап Пелевин часто нарушает. Вместо того, чтобы «разорвать шаблон» («разрыв шаблона» - «зависание» читателя при резком попадании из привычной ситуации в непривычную, в частности, при неожиданном поведении автора), автор иногда использует прием «внутреннего конфликта»:

« - Понял, - сказал Татарский. - Кажется, понял . То есть как, подожди . Выходит, что те определяют этих, а эти . Эти определяют тех. Но как же тогда . Подожди . А на что тогда все опирается?» (Generation «П»)

«Ботвиник, стоявший у истока нового поколения техник нейролингвистического контроля, может быть с полным правом назван не только главным технологом всех идеологов, но и главным идеологом всех технологов .» Лена перечитала это место три раза, но все равно не поняла, о чем речь» (П5)

Читатель, на подсознательном уровне пытается решить неразрешимый конфликт (выявить суть вышесказанного). Создается ощущение, что автор всеведущ, знает больше, чем читатель. Но поскольку того, о чем Пелевин говорит, нет нигде за пределами выстраиваемой им фразы, он всегда будут разбираться в предмете намного лучше читателя и выглядеть «продвинуто и умно». (Интервью Пелевина)

Сам прием «разрыва шаблона» свойственен Пелевину. Его очень легко определить. Как таковой, он вводит читателя в состояние, близкое трансовому. Существует много приемов достижения цели:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Битники. Разбитое поколение
«То, что в 50-е было известно под словом "бит", десятилетием раньше звалось словом "хип"». Дословно «бит» переводится на русский язык как «разбитый», «раздавленный». Кроме того, удар, ритм в джазе тоже называют «бит» ...

Аллегория обоняния
Рядом с Дамой снова появляется служанка, которая может олицетворять сознание. Дама плетет венок из цветов, но не наслаждается их ароматом — их нюхает обезьянка, сидящая в корзине слева от Дамы. Обезьянка наводит нас на мысль о Ханумане, п ...

Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место и роль человека в религии и искусстве
I Основные этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Хронологические рамки существования Древнего Египта как с играющей значимую роль в историческом процессе цивилизации – IV–III тыс. д. н.э. – рубеж н.э. Зарождение египет ...