Сайт о культуре и искусстве

Игры разума в творчестве Пелевина

Другое » Игры разума в творчестве Пелевина

Страница 2

1) Обсценная лексика: «– Слышь, старый Перун! Потренируемся?

– Я не старый Перун, товарищ генерал, – ответил тот угрюмо. – Моя фамилия Громов.

– Хуемов. Ты перед тем, как старших поправлять, из‑за щеки вынь, чмо пернатое»;

(«Зал поющих кариатид»)

2) Множественное повторение: «Хуфу — это имя крокодила? — Нет. Хуфу — это имя фараона. — Фараон Хуфу кормит крокодила? — спросил Игорь. — Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»; («Кормление крокодила Хуфу»)

3) Чрезмерная терминология: «задача шизосуггестирования будет выполнена в результате удержания нейтрализуемого лица у телеэкрана в течение достаточно длительного промежутка времени»;

4) Сюда же можно включить и псевдо документальные статьи, заимствованные из различных языков цитаты, в большинстве своем адаптированные для русского сознания («Пар костей не ламент», «Parliament – is unЯва», «the only bush i trust is mine…» (Единственный куст, которому я верю – это тот, который растет у меня между ног)

Опущение (стирание) – НЛП техника, связанная со стиранием из сознания уникальных характеристик каждого феномена в отдельности. Также характерный прием для Пелевина: «А в будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание "Кока-колы" и нападки на "Пепси-колу" - или наоборот» (G«П»). В данном случае эпоха Колы и эпоха Пепси исключает индивидуальность, о чем персонаж говорит открыто и убежденно. Чаще всего, этот прием используется после «разрыва шаблона», чтобы не дать читателю выйти из состояния мгновенного транса и внушить ему определенное мнение на подсознательном уровне. Опять же автор манипулирует сознанием читателя, навязывая ему свою точку зрения.

Затем происходит обратная подстройка для возвращения читателя в первоначальное состояние. Заключительная цикловая подстройка может отсылать к персонажам, с которыми читатель познакомился ранее. На протяжении всего цикла должно соблюдаться условие чередования бытовых и философских рассуждений, для постоянной стимуляции подвешенного состояния сознания: «Опохмелиться было все-таки можно… Метод, в сущности, гурджиевский, - объяснил человек. - Относится к так называемому "пути хитрого человека". В нем ты рассматриваешь себя как машину» Далее идет рассуждение о конструкции машины, ее рецепторах и заканчивается все скрытой метафорой поколения Колы и Пепси.

Этот основной цикл методик может быть неполным. Часто встречаются единичные приемы, не зависящие друг от друга.

Одна из главных методик НЛП у Пелевина – методика «новой упаковки»:

Рассуждения о вау-импульсах (нервных воздействиях, которые посылает медиа-мембрана к каждой клетке Oranusa (или ротожопы). Каждая клетка этого организма – есть человек), identity (цель рекламной магии, субъект медиа-воздействия, управляемый исключительно остаточными вау-факторами), Внутренняя Монголия (которая одновременно и Пустота, и Нирвана – блаженное состояние), криптоспик (разговорную технику, внедрявшую в сознание собеседника специальные микрокоманды, сами по себе безвредные, но в контексте выверенной фразы образующие что-то вроде бинарного оружия), гламур и дискурс. Ничего нового Пелевин не изобретает. Он использует уже существующие факты для того, чтобы заново, в новой форме донести их до читателя, ориентировать его на определенную позицию мышления, манипулировать его сознанием.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Религия и культура: проблема взаимоотношений
Тема «Культура и религия» очень широка: все без исключения проявления религиозной жизни включены в реальную культуру. Логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, а аксиологичес ...

Хроматические цвета
Цвет является предметом изучения многих наук (физика, математика, физиология, психология). Научные результаты в систематизированном и обобщенном виде составляют основу курса цветоведения или колористики. Художественное освоение цвета пред ...

Упанишады
Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., – это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индоарийцев. Они прони ...