Сайт о культуре и искусстве

Игры разума в творчестве Пелевина

Другое » Игры разума в творчестве Пелевина

Страница 2

1) Обсценная лексика: «– Слышь, старый Перун! Потренируемся?

– Я не старый Перун, товарищ генерал, – ответил тот угрюмо. – Моя фамилия Громов.

– Хуемов. Ты перед тем, как старших поправлять, из‑за щеки вынь, чмо пернатое»;

(«Зал поющих кариатид»)

2) Множественное повторение: «Хуфу — это имя крокодила? — Нет. Хуфу — это имя фараона. — Фараон Хуфу кормит крокодила? — спросил Игорь. — Или крокодила кормят фараоном Хуфу?»; («Кормление крокодила Хуфу»)

3) Чрезмерная терминология: «задача шизосуггестирования будет выполнена в результате удержания нейтрализуемого лица у телеэкрана в течение достаточно длительного промежутка времени»;

4) Сюда же можно включить и псевдо документальные статьи, заимствованные из различных языков цитаты, в большинстве своем адаптированные для русского сознания («Пар костей не ламент», «Parliament – is unЯва», «the only bush i trust is mine…» (Единственный куст, которому я верю – это тот, который растет у меня между ног)

Опущение (стирание) – НЛП техника, связанная со стиранием из сознания уникальных характеристик каждого феномена в отдельности. Также характерный прием для Пелевина: «А в будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание "Кока-колы" и нападки на "Пепси-колу" - или наоборот» (G«П»). В данном случае эпоха Колы и эпоха Пепси исключает индивидуальность, о чем персонаж говорит открыто и убежденно. Чаще всего, этот прием используется после «разрыва шаблона», чтобы не дать читателю выйти из состояния мгновенного транса и внушить ему определенное мнение на подсознательном уровне. Опять же автор манипулирует сознанием читателя, навязывая ему свою точку зрения.

Затем происходит обратная подстройка для возвращения читателя в первоначальное состояние. Заключительная цикловая подстройка может отсылать к персонажам, с которыми читатель познакомился ранее. На протяжении всего цикла должно соблюдаться условие чередования бытовых и философских рассуждений, для постоянной стимуляции подвешенного состояния сознания: «Опохмелиться было все-таки можно… Метод, в сущности, гурджиевский, - объяснил человек. - Относится к так называемому "пути хитрого человека". В нем ты рассматриваешь себя как машину» Далее идет рассуждение о конструкции машины, ее рецепторах и заканчивается все скрытой метафорой поколения Колы и Пепси.

Этот основной цикл методик может быть неполным. Часто встречаются единичные приемы, не зависящие друг от друга.

Одна из главных методик НЛП у Пелевина – методика «новой упаковки»:

Рассуждения о вау-импульсах (нервных воздействиях, которые посылает медиа-мембрана к каждой клетке Oranusa (или ротожопы). Каждая клетка этого организма – есть человек), identity (цель рекламной магии, субъект медиа-воздействия, управляемый исключительно остаточными вау-факторами), Внутренняя Монголия (которая одновременно и Пустота, и Нирвана – блаженное состояние), криптоспик (разговорную технику, внедрявшую в сознание собеседника специальные микрокоманды, сами по себе безвредные, но в контексте выверенной фразы образующие что-то вроде бинарного оружия), гламур и дискурс. Ничего нового Пелевин не изобретает. Он использует уже существующие факты для того, чтобы заново, в новой форме донести их до читателя, ориентировать его на определенную позицию мышления, манипулировать его сознанием.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Колокольня
Третье строение погоста – колокольня – сохранилась после пожара и простояла рядом с новыми церквями до 1862 года. Но колокольня не могла оставаться в прежнем состоянии, потому что «изрядно обветшала» к тому времени. К тому же она смотрела ...

Аллегория. Исторический аспект
Впервые значение аллегорий для изобразительного искусства, исследовал Винкельман, видный теоретик XVIII века. Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецком городке Стендале. Винкельман под водительством Адама ...

Сценарно-режиссёрская разработка музыкального фестиваля. Проблема недостаточной театрализации
Помимо вопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальными фестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки не н ...