Сайт о культуре и искусстве

Феномен демократической экономической культуры

Другое » Феномен демократической экономической культуры

Страница 3

В 1648 г. патриотичные голландские бюргеры добились признания полной независимости территории страны от Испанской короны и развернули строительство капитализма особого типа. Утверждавшиеся в Голландии в те далекие времена дух корпоративной демократии и воля к демонополизированной собственности устремляли ее граждан к экономической и военно-политической сплоченности, к взаимной социальной поддержке и меценатству, что нашло художественное отображение на полотнах великих X. Рембрандта («Портрет синдиков цеха сукноделов», «Ночной дозор») и Ф. Халса («Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме», «Офицеры и унтер-офицеры городской милиции св. Адриана»).

«Новое государство вступило в пору расцвета. Корабли голландской Ост-Индской компании . бороздили воды недавно открытых морских путей на Восток. Амстердамская биржа . позволила купцам, ремесленникам, лавочникам и земледельцам значительно приумножить их, недавно полученные, богатства.

К концу XVII в. Голландия имела самый высокий в Европе доход на душу населения. Основу экономического процветания Голландии составлял торговый капитал, возник новый тип заказчика, гордящегося своими политическими завоеваниями и финансовыми возможностями. Этот примечательный контраст с атмосферой, что царила при абсолютистских дворах Европы, нашел наглядное выражение в грандиозных художественных и архитектурных творениях. Празднуя отвоеванную независимость, голландские города вкладывали огромные суммы в строительство зданий и в произведения искусства во славу могущества новой республики. Огромные крытые рынки и другие торговые здания, построенные в тот период, свидетельствовали об уровне купеческого богатства. Ратуша, главный символ городской власти, стала предметом соперничества между городами, каждый из которых стремился обрести собственное лицо в рамках государства. Любые решения, связанные с проектом, строительством или убранством ратуши, полностью зависели от муниципального совета . Протестантская архитектура, выдержанная в классическом стиле, тщательно продуманная система скульптурного и живописного декора символизировали мир, процветание и независимость нового государства. Изобразительный язык был типично голландским .» - такими выводами поделилась М. Холлингсворт в книге «Искусство в истории человека».

Гуманитарный рынок, характеризующийся отношениями честного сотрудничества разномасштабных собственников, утверждался самой демократической (экономической, политической, религиозной, нравственной, художественной) бюргерской культурой.

Субсидиарный (социально-партнерский) капитализм в «голландской редакции», опираясь на позитивные исторические традиции и приобретая развитые современные формы, продолжает прогрессивную эволюцию, утверждая высокий уровень жизни и стиль потребления в среде преобладающего среднего класса. В настоящее время Нидерланды занимают передовые позиции по интегральному показателю социального прогресса (ИПСП). Думается, что опыт экономического и социокультурного строительства общества суверенных собственников в Нидерландах может найти применение в системной перестройке отечественной цивилизации. Утверждение единых принципов экономической, политической, культурной демократии предусматривает возрастание роли первичных производителей и организаторов производства, стратов (социально-профессиональных групп) среднего класса в качестве главной социальной опоры государственной власти.

Отвергнув «либеральный сценарий», Беларусь имеет возможность выбрать на далекую перспективу свой срединный (близкий к направлениям социально-экономического и культурного прогресса Швеции, Нидерландов) государственно-демократический, народно-демократический путь развития.

Будущее - это скорректированное прошлое. В будущем подчас воплощаются недореализованные возможности прошедших эпох. Нельзя, напоминаем, в этой связи сбрасывать со счетов и опыт корпоративного строительства в самоуправляемых городах политически самостоятельного Великого Княжества Литовского. Мы можем сегодня представить себе только самые общие контуры, канву экономического и политического строительства корпоративного социабелизма (содружества ассоциированных собственников) в Беларуси.

Корпоративный социабелизм - это развивающийся из передового хозяйственно-экономического уклада демократический строй, созданный суверенными собственниками, свободными акционерами и добровольными кооператорами, основанный на долевой коллективно-частной собственности. В условиях развития многоукладной рыночной экономики, гуманитарного рынка он предусматривает прерогативу кооперативных, народных, а также государственно-народных акционерных предприятий и объединений, межотраслевых промышленно-аграрных корпораций, промагрополисов. Новые субъекты хозяйствования должны установить взаимоприемлемые договорные отношения с институтами государства (и органами местного самоуправления), регулируемые системой дифференцируемых налогов, льготных кредитов, социальных заказов, резервно-стимулирующих фондов, грантов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Литература
Во времена правления Августа ораторское искусство, которое очень высоко ценилось при Республике и которое достигло тогда наивысшего расцвета, стало быстро приходить в упадок в связи с тем, что постепенно угасала политическая борьба. Талан ...

Музыка
Во втор. пол. ХIII - перв. пол. XVI в. музыка находилась в тесной связи с народным бытом и обычаями, с деятельностью скоморохов, искусство которых объединяло пение, танец, театрализованное представление. Певцы, музыканты, как и ранее, гру ...

Обереги, амулеты, жезлы
Обереги помещались над дверьми, на печи, на предметах быта. Причудливым орнаментом старались покрыть всё, через что нечистая сила могла навредить человеку. Наиболее частым обереговым узором на одежде являются ромбы с крючками – символами ...