Сайт о культуре и искусстве

Феномен демократической экономической культуры

Другое » Феномен демократической экономической культуры

Страница 3

В 1648 г. патриотичные голландские бюргеры добились признания полной независимости территории страны от Испанской короны и развернули строительство капитализма особого типа. Утверждавшиеся в Голландии в те далекие времена дух корпоративной демократии и воля к демонополизированной собственности устремляли ее граждан к экономической и военно-политической сплоченности, к взаимной социальной поддержке и меценатству, что нашло художественное отображение на полотнах великих X. Рембрандта («Портрет синдиков цеха сукноделов», «Ночной дозор») и Ф. Халса («Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме», «Офицеры и унтер-офицеры городской милиции св. Адриана»).

«Новое государство вступило в пору расцвета. Корабли голландской Ост-Индской компании . бороздили воды недавно открытых морских путей на Восток. Амстердамская биржа . позволила купцам, ремесленникам, лавочникам и земледельцам значительно приумножить их, недавно полученные, богатства.

К концу XVII в. Голландия имела самый высокий в Европе доход на душу населения. Основу экономического процветания Голландии составлял торговый капитал, возник новый тип заказчика, гордящегося своими политическими завоеваниями и финансовыми возможностями. Этот примечательный контраст с атмосферой, что царила при абсолютистских дворах Европы, нашел наглядное выражение в грандиозных художественных и архитектурных творениях. Празднуя отвоеванную независимость, голландские города вкладывали огромные суммы в строительство зданий и в произведения искусства во славу могущества новой республики. Огромные крытые рынки и другие торговые здания, построенные в тот период, свидетельствовали об уровне купеческого богатства. Ратуша, главный символ городской власти, стала предметом соперничества между городами, каждый из которых стремился обрести собственное лицо в рамках государства. Любые решения, связанные с проектом, строительством или убранством ратуши, полностью зависели от муниципального совета . Протестантская архитектура, выдержанная в классическом стиле, тщательно продуманная система скульптурного и живописного декора символизировали мир, процветание и независимость нового государства. Изобразительный язык был типично голландским .» - такими выводами поделилась М. Холлингсворт в книге «Искусство в истории человека».

Гуманитарный рынок, характеризующийся отношениями честного сотрудничества разномасштабных собственников, утверждался самой демократической (экономической, политической, религиозной, нравственной, художественной) бюргерской культурой.

Субсидиарный (социально-партнерский) капитализм в «голландской редакции», опираясь на позитивные исторические традиции и приобретая развитые современные формы, продолжает прогрессивную эволюцию, утверждая высокий уровень жизни и стиль потребления в среде преобладающего среднего класса. В настоящее время Нидерланды занимают передовые позиции по интегральному показателю социального прогресса (ИПСП). Думается, что опыт экономического и социокультурного строительства общества суверенных собственников в Нидерландах может найти применение в системной перестройке отечественной цивилизации. Утверждение единых принципов экономической, политической, культурной демократии предусматривает возрастание роли первичных производителей и организаторов производства, стратов (социально-профессиональных групп) среднего класса в качестве главной социальной опоры государственной власти.

Отвергнув «либеральный сценарий», Беларусь имеет возможность выбрать на далекую перспективу свой срединный (близкий к направлениям социально-экономического и культурного прогресса Швеции, Нидерландов) государственно-демократический, народно-демократический путь развития.

Будущее - это скорректированное прошлое. В будущем подчас воплощаются недореализованные возможности прошедших эпох. Нельзя, напоминаем, в этой связи сбрасывать со счетов и опыт корпоративного строительства в самоуправляемых городах политически самостоятельного Великого Княжества Литовского. Мы можем сегодня представить себе только самые общие контуры, канву экономического и политического строительства корпоративного социабелизма (содружества ассоциированных собственников) в Беларуси.

Корпоративный социабелизм - это развивающийся из передового хозяйственно-экономического уклада демократический строй, созданный суверенными собственниками, свободными акционерами и добровольными кооператорами, основанный на долевой коллективно-частной собственности. В условиях развития многоукладной рыночной экономики, гуманитарного рынка он предусматривает прерогативу кооперативных, народных, а также государственно-народных акционерных предприятий и объединений, межотраслевых промышленно-аграрных корпораций, промагрополисов. Новые субъекты хозяйствования должны установить взаимоприемлемые договорные отношения с институтами государства (и органами местного самоуправления), регулируемые системой дифференцируемых налогов, льготных кредитов, социальных заказов, резервно-стимулирующих фондов, грантов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Попытка социологического прогноза
Посмотрим теперь, какие аргументы можно противопоставить высказанному выше утверждению о том, что человечество как общественное целое уже переступило порог эпохи интуитивнойкультуры. Вспомним приведенные П.Кууси данные демографических исс ...

Культурно – исторические рекреационные ресурсы. Их классификация и разновидности
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационн ...

Задачи режиссёра, воплощённые в фильме
Главной задачей своего творчества А. Тарковский считал, создание своего, индивидуального потока времени, передачи в кадре ощущения его движения, его бега. В фильме "Сталкер" это индивидуальное движение и бег времени, безусловно, ...