Сайт о культуре и искусстве

Верования, традиции, обычаи древних египтян

Другое » Культура Древнего Египта » Верования, традиции, обычаи древних египтян

Страница 1

Религиозные воззрения древних египтян – та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение – явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

Характерная особенность системы верований древних египтян – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествления различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.

Пантеон Древнего Египта складывается в ту пору, когда египтяне переходят к оседлому образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.

Особое место занимал в этой системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах – столице фараонов Среднего и Нового царства.

Формирование политической и административной системы страны также оказывало влияние на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

После объединения верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране – так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.

Эннеада состояла из божеств стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии – сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).

Египетские боги воплощались едва ли не во всех животных, которые были известны древним египтянам. В разных областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому – знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Русские сезоны Дягилева и современный балет
В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живоп ...

Характерные черты и основные центры развития культуры в империи инков
Язык. Кечуа, язык инков, имеет очень отдаленное родство с языком аймара, на котором говорили индейцы, жившие вблизи озера Титикака. Неизвестно, на каком языке общались инки до того, как Пачакутек в 1438 возвел кечуа в ранг государственног ...

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...