Сайт о культуре и искусстве

Феномен демократической экономической культуры

Другое » Феномен демократической экономической культуры

Страница 2

«Низовая» самоорганизация трудового товарищества, а также производственно-торговых компаний большого масштаба, свободное и добровольное вхождение в него новых членов и такой же свободный их выход, качественное совершенствование демократической организационно-экономической структуры остаются неотъемлемыми признаками кооперативной формы сотрудничества и корпоративного объединения, намеченными в самых общих чертах и белорусским национал-демократом Игнатом Абдираловичем в работе «Адвечным шляхам. Дасьледзшы беларускага светагляду».

Таким образом, сущность демократической корпорации заключается в многомерной (свободной и добровольной) кооперации индивидов и их группировок, движимых общими экономическими, политическими, правовыми интересами, руководствующихся сходными социокультурными и духовно-нравственными ориентирами, развивающих продуктивные формы коллективно-индивидуального творчества. В самоорганизуемом трудовом кооперативе и демократической корпорации (системе кооперативов) складывается высшая форма экономической культуры, укрепляемая промежуточной коллективно- частной собственностью, неэксплуататорскими производственными отношениями.

В Беларуси вызревают объективные предпосылки для развития и воплощения в жизнь идей сторонников демократического кооперативного движения. Предстоит утвердить внутреннее единство всех частей экономической системы на принципах кооперативной организации, намеченных А.В. Чаяновым. Эти модернизированные в соответствии с тенденциями альтер-глобализации принципы в полной мере отвечают хозяйственным предрасположенностям, социально-экономическому менталитету народа Беларуси.

В XXI в. в республике, возможно, появятся и встанут на путь «сетевой» интеграции народные и государственно-народные предприятия города и деревни. Самоуправляемые акционерные предприятия, объединившись, образуют крупнейшие межотраслевые региональные и субрегиональные корпорации. Скооперировавшись с органами местного самоуправления и с соответствующими объектами социально-культурной сферы, эти построенные по демократическому принципу корпорации создадут в регионах самообеспечивающиеся промагрополисы.

Таков оптимальный путь сращивания и ускоренного развития экономик города и села, общего подъема городской и сельской культур. Создание в нашей стране общественного строя цивилизованных кооператоров, промежуточного между капитализмом и социализмом, приведет к мощной интеграции и интенсификации всех отраслей народного хозяйства, быстрому росту его продуктивности, что повлечет за собой вхождение Республики Беларусь в число передовых цивилизованных стран мира. Сложится модель гуманитарного рынка, которая в противоположность модели монопольного рынка способна обеспечивать приоритеты покупателей, потребителей, преобладание обмена над конкуренцией, предупреждение банкротств (последние станут неприемлемыми среди учредителей-компаньонов межотраслевых промышленно-аграрных корпораций).

В условиях гуманитарного рынка достигается концентрация приумноженной общественной энергии, что способствует ускоренному развитию эффективной экономики и решению насущных социально-культурных проблем.

Рационально-всевластное социальное государство, конституированное ассоциациями суверенных собственников, станет централизованным регулятором гуманитарного рынка. Оно концентрирует усилия на управлении деятельностью больших экономических блоков, действуя в интересах создателей материальных и духовных благ.

Для формирования в Беларуси демократической экономической системы, отвечающей требованиям социальной справедливости и корпоральной сплоченности, необходимо изучить и трансформировать локальные опыты рациональной корпоративности, создания демократических экономических и политических институтов. Заслуживают в этом плане системно-исторического анализа зачатки такой корпоративности и таких институтов в Великом Княжестве Литовском, демократические уроки экономической и политической истории Нидерландов. Здесь были созданы первые показательные образцы демократической экономической и общей (элитарно-массовой) культуры.

В Нидерландах в эпоху Нового времени сложилась своя, более развитая и совершенная, нежели в Италии (без уступок власти олигархически-аристократическим семействам), система корпоративности. Торговые города имели органы муниципального самоуправления с широкими полномочиями. Города объединялись в автономные штаты, а те формировали республиканский центр. Политическая власть здесь, как отмечают исследователи, находилась в руках протестантской торговой элиты. Последняя сумела создать в стране обстановку религиозной терпимости, межнационального и социального консенсуса, раскрепощающей творчество интеллектуальной свободы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Голландское искусство ХVIII века
Голландия в государственном, экономическом и художественном отношениях жила в XVIII веке за счет того благосостояния, которое в XVII веке, путем упорной работы, она извлекла из родной почвы и породившего ее моря. О голландской архитектуре ...

Карнавал и маскарад как типы культуры
Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая принципиальная ориентация ...

Вера в бессмертие
Главной религиозной доктриной древнеегипетской культуры является вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была дорогой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокойный культ и выражал в себе это стремление. О смы ...