Сайт о культуре и искусстве

Назначение пирамид

Другое » Строительство египетских пирамид и сфинкса » Назначение пирамид

Страница 1

Множество предположений о назначении египетских пирамид , думается, можно разделить на доминирующие, как наиболее вероятные, и на второстепенные, вспомогательные. Считается, что они предназначались для религиозных, ритуальных и погребальных обрядов или служили обсерваториями. Не исключено, однако, что они предназначались для решения совсем других задач.

Наши цивилизационные предки не были глупее нас. Мы их превосходим, во-первых, уровнем знаний, накопленных веками, и, во-вторых, технически, то есть тем, что В. И. Вернадский называл ноосферой. Но не умом, не тем, что дано нам генетически. Здесь мы равны.

Второе исходное определение состоит в том, что каждому уровню знаний соответствует своя религия, которая если не актуализируется, то отмирает, меняется на новую. Из истории хорошо известны попытки поставить знания позади религии - их осветили костры инквизиции. Позже история расставила все по местам: знания первичны, религия вторична. Но еще жрецы тех лет, создавая устойчивую религию и завоевывая умы, решали наиболее актуальные научные задачи. На этом базируется наша гипотеза.

Великие сооружения строились под великие задачи, и там нет изначально какого-то надуманного, сверхъестественного предназначения. В ритуальных целях ими стали пользоваться позже. Известно, что великие идеи, равно как и люди, всегда обрастают сплетнями и легендами. То же и здесь: чем глубже в историю, тем больше сверхъестественного и загадочного.

Главное назначение египетских пирамид, а равно и Стоунхенджа, одинаково - это первые в мире крупные измерительные приборы для определения циклов движения Солнца на небосводе больше годичного. Прочие астрономические измерения для этих сооружений были функцией сопутствующей.

В то время и в Египте и в Британии обожествлялись неодушевленные объекты природы. От Солнца зависит все живое на Земле, поэтому статус самого главного божества в ту языческую эпоху ему был обеспечен. Познать секреты «бога» - значит, приблизиться к нему, стать с ним в чем-то вровень. Таковы, скорее всего, были установки жрецов, выполнявших в то время функции мудрецов, политиков, ученых и религиозных деятелей. Жрецы были людьми самыми образованными, любознательными и творческими. На них лежала ответственность за предсказание будущего и укрепление своей религии. Поэтому их больше волновали циклы Солнца, учитывая его влияние, чем положение звезд.

Уровень знаний о циклах движения Солнца на небосводе на тот период и в Египте и в Британии был примерно одинаков. И тогда и сегодня было известно, что у Солнца два цикла движения на небосводе - суточный и годичный, обусловленные вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца. Месяцы, по-видимому, появились от лунных циклов и от потребности делить на части год, а недели - от потребности дробить месяцы. Двенадцатигодичные циклы восточного календаря, скорее всего, связаны с циклами в растительном и животном мире, которые сегодня соотносят с активностью Солнца.

Но для египтянина и британца начала второго тысячелетия до нашей эры, очевидно, существовала загадка: на сколько смещается Солнце от точек восхода и заката в течение ста, пятисот и тысячи лет? По величине смещения можно попытаться определить так называемый третий цикл, а если повезет, то и четвертый. Но было известно, что точки восхода и заката не смещаются с годами. Поэтому, чтобы упростить решение этой крайне важной и сложной задачи, нужно регулярно измерять длину и положение тени от какого-то репера, то есть от неподвижного и устойчивого предмета. Такими реперными точками и линиями на пирамиде служат ее вершина и грани, а в Стоунхендже - его столбы.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Дворец Монплезир
С дворца "Монплезир", название которого по-французски означает "мое удовольствие", началось строительство дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Дворец "Монплезир" был любимым детищем Петра I. Император лично ...

Живопись русского символизма
В России тенденциями символизма окрашены элегически просветлённая живопись B.Э. Борисова - Мусатова, и творчество многочисленных художников «Мира искусства», отмеченное в целом созерцательным и ясным (несмотря на черты гротеска) характеро ...

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городо ...