Сайт о культуре и искусстве

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения

Другое » Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм » Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения

Страница 1

Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная революция и мировые социально-политические и религиозные сдвиги (буржуазные революции XVII века в Европе, церковные реформы Никона в России). Новое время явило миру Ломоносова, Паскаля, Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка - и это лишь малая часть списка.

Одним из значительнейших результатов научных открытий Нового времени стало новое понимание устройства вселенной, которой управляют законы физики, математики и прочих естественных наук, а не божий промысел.

Как следствие индивидуальный человек с его познавательными способностями занял центральное место в мировом устройстве, опередив культуру, природу и даже Бога по своему величию (Р.Декарт «Рассуждение о методе», Ф.Бэкон и т.д.).

В России рост грамотности различных (более низких) слоев населения и людей не из церковного сословия, популяризация просвещения (открытие Славяно-греко-римской академии) и все ярче проявляющееся самосознание русского народа (который во времена Раскола стал перед выбором «религиозного метода»), отрицающее крепостное право, дало толчок к появлению новых жанров в публицистике, литературе, к расцвету русской общественной мысли. Россия в эпоху Нового времени вообще стала более открытой и способной на контакт с культурами других стран. Этому подрыву национальной замкнутости мы обязаны Петру I, его грандиозным преобразованиям, ускорившим развитие России.

В новом мире во главу угла ставится «разум» (в сравнении, ранее главным лозунгом был Бог). В культуре и жизни превалирует рациональное отношение. Инструмент разума – науки. И ценность наук возрастает (и определяется), чем большую пользу они могут принести.

Окрепшее буржуазное движение, начавшееся еще в XVII веке, уже в XVIII веке носит явно антифеодальный характер. Именно буржуазия с ее прогрессирующим производством и растущей потребностью в развитии прикладных наук дала толчок научной революции и формированию идеологи Просвещения. Отцом Просвещения можно считать Вольтера, который первым использовал этот термин и своей трагедией «Эдип» ознаменовал начало французского просвещения, которое было более радикальным, более революционным, чем в Англии, и тем более в Германии.

В общем, просветители видели в знаниях избавление от всех людских бед и, соответственно, активно продвигали идею всеобщего просвещения. Здесь необходимо отметить Дидро и Д.Аламбера с их «Толковым словарем или Энциклопедия наук, искусств и ремесел». В этом монументальном труде (35 томов) «отметились» Вольтер, Руссо, Гельвеция и многие другие в принципе различающиеся по своим взглядам светлые умы, объединенные своим неприятием существующего феодального абсолютистского строя и стремлением изменить мир к лучшему.

Идеи Просвещения даже затронули монархов. Всем известно выражение «просвещенный абсолютизм», чем также знаменита наша Екатерина II, хорошо знавшая работы Вольтера, Монтескье, Беккария. Позаимствовав ряд идей и принципов у Западной Европы, она улучшила и модернизировала российское законодательство, хотя нередко тем самым укрепляя свою самодержавную власть.

В России в то время активно муссировались популярные теории естественного права и договорного происхождение государства (родоначальники теорий Гроций, Гоббс, Локк). Согласно этим теориям люди добровольно уступают государству (а государство – необходимое условие культуры) часть своих прав и свобод и условливаются о соблюдении законов. У ряда полярных группировок, отличных по степени либеральности (Фонфизин, Крылов, Щербатов, Новиков) все же был один ориентир: подчеркивание кризисного состояние социального строя в России и желание его изменить за счет изменения положения двух классов: крестьянства и помещиков. У русских просветителей (в литературе и живописи) была помимо прочего задача показать мир крестьянина. Просветители также пытались «перевоспитать» дворян, внушая им, что своей добродетелью они (дворяне) должны «искупить» свое привелегированное положение.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Соотношение канона образа и символа в древнеегипетской культуре
Наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве активно разрабатывался такой тип архитектурного сооружения, как царская резиденция-дворец. Судя по описаниям, царские дворцы по своей монументальности, сложности ...

Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. В Америк ...

Режиссура и театр
Аллегория всегда играла заметную роль в режиссуре массовых празднеств всех времен и народов. Значение аллегории для режиссуры реального действия прежде всего в том, что она всегда, впрочем как символ и метафора, предполагает двухплановост ...