Сайт о культуре и искусстве

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения

Другое » Стилевые направления XVIII в.: рококо, классицизм, сентиментализм » Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения

Страница 1

Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная революция и мировые социально-политические и религиозные сдвиги (буржуазные революции XVII века в Европе, церковные реформы Никона в России). Новое время явило миру Ломоносова, Паскаля, Лейбница, Ньютона, Галилея, Кеплера, Локка - и это лишь малая часть списка. Преимущества коттеджа, официальный сайт в кп лесницыно

Одним из значительнейших результатов научных открытий Нового времени стало новое понимание устройства вселенной, которой управляют законы физики, математики и прочих естественных наук, а не божий промысел.

Как следствие индивидуальный человек с его познавательными способностями занял центральное место в мировом устройстве, опередив культуру, природу и даже Бога по своему величию (Р.Декарт «Рассуждение о методе», Ф.Бэкон и т.д.).

В России рост грамотности различных (более низких) слоев населения и людей не из церковного сословия, популяризация просвещения (открытие Славяно-греко-римской академии) и все ярче проявляющееся самосознание русского народа (который во времена Раскола стал перед выбором «религиозного метода»), отрицающее крепостное право, дало толчок к появлению новых жанров в публицистике, литературе, к расцвету русской общественной мысли. Россия в эпоху Нового времени вообще стала более открытой и способной на контакт с культурами других стран. Этому подрыву национальной замкнутости мы обязаны Петру I, его грандиозным преобразованиям, ускорившим развитие России.

В новом мире во главу угла ставится «разум» (в сравнении, ранее главным лозунгом был Бог). В культуре и жизни превалирует рациональное отношение. Инструмент разума – науки. И ценность наук возрастает (и определяется), чем большую пользу они могут принести.

Окрепшее буржуазное движение, начавшееся еще в XVII веке, уже в XVIII веке носит явно антифеодальный характер. Именно буржуазия с ее прогрессирующим производством и растущей потребностью в развитии прикладных наук дала толчок научной революции и формированию идеологи Просвещения. Отцом Просвещения можно считать Вольтера, который первым использовал этот термин и своей трагедией «Эдип» ознаменовал начало французского просвещения, которое было более радикальным, более революционным, чем в Англии, и тем более в Германии.

В общем, просветители видели в знаниях избавление от всех людских бед и, соответственно, активно продвигали идею всеобщего просвещения. Здесь необходимо отметить Дидро и Д.Аламбера с их «Толковым словарем или Энциклопедия наук, искусств и ремесел». В этом монументальном труде (35 томов) «отметились» Вольтер, Руссо, Гельвеция и многие другие в принципе различающиеся по своим взглядам светлые умы, объединенные своим неприятием существующего феодального абсолютистского строя и стремлением изменить мир к лучшему.

Идеи Просвещения даже затронули монархов. Всем известно выражение «просвещенный абсолютизм», чем также знаменита наша Екатерина II, хорошо знавшая работы Вольтера, Монтескье, Беккария. Позаимствовав ряд идей и принципов у Западной Европы, она улучшила и модернизировала российское законодательство, хотя нередко тем самым укрепляя свою самодержавную власть.

В России в то время активно муссировались популярные теории естественного права и договорного происхождение государства (родоначальники теорий Гроций, Гоббс, Локк). Согласно этим теориям люди добровольно уступают государству (а государство – необходимое условие культуры) часть своих прав и свобод и условливаются о соблюдении законов. У ряда полярных группировок, отличных по степени либеральности (Фонфизин, Крылов, Щербатов, Новиков) все же был один ориентир: подчеркивание кризисного состояние социального строя в России и желание его изменить за счет изменения положения двух классов: крестьянства и помещиков. У русских просветителей (в литературе и живописи) была помимо прочего задача показать мир крестьянина. Просветители также пытались «перевоспитать» дворян, внушая им, что своей добродетелью они (дворяне) должны «искупить» свое привелегированное положение.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Взаимосвязь игры и искусства
Внешним признаком глубокопсихологической связи игры и искусства является то, что во многих языках исполнение на музыкальных инструментах зовется игрою. Игра лежит вне благоразумия практической жизни, вне сферы необходимости или пользы, т ...

Златоустовская гравюра на стали
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, ...

Визуальная форма продвижения чтения
Визуальные образы имеют реальное воздействие на новые поколения, которые наиболее подвержены внешнему влиянию, остро ощущают на себе воздействие окружающей среды, связанное с более глубоким проникновением видеокультуры в современную жизнь ...