Сайт о культуре и искусстве

Классицизм и романтизм

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Классицизм и романтизм

Страница 2

Немецкий философ Фридрих Шеллинг был близок йенским романтикам. Исходя из положений Канта и Фихте, он создал романтическую теорию, построенную на основе объективного идеализма. Главный метод познания у него - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного (Система трансцендентального идеализма, 1800). В нем воедино сливаются все виды деятельности - теоретическая и практическая, духовная и чувственная.

Крупной исторической фигурой был немецкий философ-иррационалист Артур Шопенгауэр. В его главном произведении (Мир как воля и представление) (1819-1844) мир предстает как стихийная (воля к жизни). Шопенгауэр называл существующий мир (наихудшим из возможных), а свое учение – “пессимизмом”. В основе искусства лежит созерцание идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени. Высшее из искусств – музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение (воли к жизни).

Выдающийся датский философ, теолог и писатель Серен Кьеркегор создал субъективную (“экзистенциальную”) диалектику личности, проходящую три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую и религиозную. Кьеркегор считал, что предназначение философии состоит в познании не какого-то абсолютного духа, но повседневного существования “экзистенции” человека. Внешний мир, какой бы ни была его онтологическая структура и как бы совершенен или несовершенен он ни был, не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Внешний мир – это “разбитое” и бессмысленное бытие, ответом на него должны быть страх и отчаяние (Страх и трепет, 1843). Земное существование – это (жизнь в парадоксальном). Философ рекомендовал индивиду полностью отдать себя на волю Бога, т. е. проводить “жизнь в религиозном”. Думать “экзистенциально”, т. е. исходя из подлинного существования, – значит, быть беспредельно преданным христианской истине, даже если это грозит мученической кончиной. Идеи Кьеркегора повлияли на всю европейскую культуру и даже науку (в этом признавался основатель квантовой механики Н. Бор).

Главными представителями романтизма в литературе считаются Новалис, Э.Т.А. Гофман, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, В. Гюго, Э. По, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

Немецкий поэт и философ Новалис (1772-1801) являлся видным представителем йенского кружка романтиков. Он пытался обосновать философию (магического идеализма), утверждающего полярность и взаимопереход всех вещей, идею равновесия реальности, идеи и фантазии в каждом человеке.

Самый крупный представитель немецкого романтизмаЭрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822. Его произведениям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска. В своем творчестве Э.Т.А. Гофман раскрыл глубокую пропасть между образом жизни и мышлением художника и обычного человека.

Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766-1824). Им создан тип “байронического” рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма начала ХIХ века, в том числе (русского).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Магические приемы в древней медицине
Использование магических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь, который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасами ...

Свингующий лондон. Психоделисты
В 1964 году, всего на втором году официального существования, «моды» разделяются на два враждующих между собой лагеря - «Тяжелых Модов» (именно тех, кто слушал песни Бакстера и принимал, в основном, участие в столкновениях в приморских го ...

Архитектура и изобразительное искусство
Большинство известных нам памятников древнерусской архитектуры и живописи представляют церковное искусство. Поскольку русская Церковь входила в лоно Византийской, русское церковное искусство, безусловно, должно было следовать византийским ...