Сайт о культуре и искусстве

Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

Страница 1

В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. И здесь триединая хорея родилась в мире сельского труда, местных обрядов и культов. Песнями и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали салии- жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории - при 2-ом царе Нуме Помпилии.1-го марта салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении в честь их бога-покровителя. Они шли с песнями и трехтактной культовой пляской салиев – трипудием, которая требовала особой выносливости и силы, т.к. исполнялась в шлемах с мечами и копьями. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, не составляли неразрывного единства, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл на Апеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, о музыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой, сценической, аккомпанирующей и даже «концертной». Однако римляне были не так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявлявшиеся как в тех или иных музыкальных жанрах, так и в составе инструментов.

Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.

Но артисты нуждались и в соответствующем образовании, помимо своего таланта. Существовали знаменитые школы мастеров. Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям, которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Тигелий Гермоген основал музыкальную школу, которую посещали и актрисы, выступавшие в мимах: это были главным образом гитеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. до н.э.

Некоторые музыканты обучали своему ремеслу даже императоров; кифаред Терпн был приглашен императором Нероном для занятий.

«Много дней подряд,- сообщает Светоний,- Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве.

Он не упускал ни одного из средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепления голоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудок промываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голоса кушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же радуясь своим успехам, он пожелал выступить на сцене. « Чего никто не слышит, того никто не ценит», - повторял он друзьям греческую пословицу»

Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в. до н. э. вместе с культом богини Исиды пришел из Египта систр – разновидность трещотки. Скабиллярии в театрах пользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобие греческого «крупесиона». Так же широко были распространены струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли «тибиа». Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту – ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские флейтистки – танцовщицы; они же прислуживали и на публичных пирах, которые задавал Нерон. Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы была буцина. Ее и сигнальный рог применяли в войске для подачи сигналов. Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынщиков упоминают и Марциал и Светоний. Надо заметить, что римляне прекрасно разбирались в музыкальных инструментах.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Духовное состояние общества
Сразу же отметим, что духовность, духовную жизнь, духовное состояние следует понимать только как жизнь, водимую Духом Святым, как степень подчинения всего Духу Святому или же уклонения от Его воли. То есть духовность обязательно связана с ...

Немецкое зодчество XVIII века
В XVIII веке Германия проснулась от своей духовной спячки. В музыке и поэзии она достигла высочайших вершин. В области эстетического и художественно-исторического исследования она стала, наравне с другими странами, во главе умственного дв ...

Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздни ...