Сайт о культуре и искусстве

Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

Страница 1

В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. И здесь триединая хорея родилась в мире сельского труда, местных обрядов и культов. Песнями и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали салии- жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории - при 2-ом царе Нуме Помпилии.1-го марта салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении в честь их бога-покровителя. Они шли с песнями и трехтактной культовой пляской салиев – трипудием, которая требовала особой выносливости и силы, т.к. исполнялась в шлемах с мечами и копьями. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, не составляли неразрывного единства, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл на Апеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, о музыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой, сценической, аккомпанирующей и даже «концертной». Однако римляне были не так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявлявшиеся как в тех или иных музыкальных жанрах, так и в составе инструментов.

Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.

Но артисты нуждались и в соответствующем образовании, помимо своего таланта. Существовали знаменитые школы мастеров. Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям, которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Тигелий Гермоген основал музыкальную школу, которую посещали и актрисы, выступавшие в мимах: это были главным образом гитеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. до н.э.

Некоторые музыканты обучали своему ремеслу даже императоров; кифаред Терпн был приглашен императором Нероном для занятий.

«Много дней подряд,- сообщает Светоний,- Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве.

Он не упускал ни одного из средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепления голоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудок промываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голоса кушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же радуясь своим успехам, он пожелал выступить на сцене. « Чего никто не слышит, того никто не ценит», - повторял он друзьям греческую пословицу»

Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в. до н. э. вместе с культом богини Исиды пришел из Египта систр – разновидность трещотки. Скабиллярии в театрах пользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобие греческого «крупесиона». Так же широко были распространены струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли «тибиа». Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту – ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские флейтистки – танцовщицы; они же прислуживали и на публичных пирах, которые задавал Нерон. Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы была буцина. Ее и сигнальный рог применяли в войске для подачи сигналов. Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынщиков упоминают и Марциал и Светоний. Надо заметить, что римляне прекрасно разбирались в музыкальных инструментах.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Свадебные церемонии Древнего Китая
Итак, брак рассматривался прежде всего как ритуальный обряд, служащий делу увеличения и укрепления семьи и являющийся тем самым средством успешного служения предкам. В соответствии с этим и вся процедура выбора невесты и заключения брака, ...

Вера в бессмертие
Главной религиозной доктриной древнеегипетской культуры является вера в бессмертие. Вся протекающая жизнь египтянина была дорогой и попутным предуготовлением к другой, вечной жизни. Заупокойный культ и выражал в себе это стремление. О смы ...

Своеобразие «серебряного века»
«Серебряный век» — самый весомый вклад России в мировую культуру. Интеллектуальная жизнь тогдашней России отличалась небывалой насыщенностью, стремлением продолжить многие ценные художественные традиции, пересмотреть мировоззренческий ба ...