Сайт о культуре и искусстве

Творчество Филиппа Малявина

Другое » Творчество Филиппа Малявина

Страница 1

Русское искусство конца XIX—начала

XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие горячие споры на выставках и в печати, до сих пор захватывают зрителя своей взволнованностью и красочностью.

Широкая известность Малявина была в свое время создана на один-два года лишь несколькими его картинами; имя художника оказалось прочно связанным с понятием «малявинские бабы». За шумным успехом этих картин остались как бы в стороне другие его произведения. А ведь написанные им портреты и его многочисленные рисунки, относительно мало известные, достойны не меньшего внимания, чем те немногие картины, которые сделали Малявина знаменитым на родине и за ее рубежом.

Книга: Русские художники. Живопись XX века. В ней статья Бориса Зотова, в которой он кратко рассказывает о жизни и творчестве живописца Филиппа Андреевича Малявина. В данной литературе Малявин представлен как величайший талантливый человек, который покорял зрителей своим прирожденным талантом колориста, также он прекрасно чувствовал форму, а самое главное: он был глубоко национален, его талант шел от крестьянского начала самого художника.

Филипп Андреевич Малявин родился в многодетной деревенской семье государственных крестьян 11(23) октября 1869 года в селе Казанке Самарской губернии. Истоки его творчества, особенность его живописного языка там и стоит искать – в его деревенском детстве. Маленький Филипп был искусным резчиком по дереву. Много лет спустя он будет вспоминать: «Долгое время я никак не мог решить, быть ли мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы – вот будет мне семь, восемь. До десяти представить себе не мог, до того это уже старость, и мне казались люди после десяти лет уже пожилыми. Я только одного боялся, как бы не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде – на стенах, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Рисовать мальчик начал рано, а так как в деревне каких-либо изображений, кроме икон, не было, то он и срисовывал «святых». Должно быть, родным нравились его рисунки или уж очень покорило их рвение мальчика, но только они отнеслись сочувственно к его наклонностям, и 14-летний Филипп Малявин был отпущен с богомольцами в Грецию, на Афон, в находившийся там большой русский монастырь. Мальчик и его близкие полагали, что там он сможет научиться писать образа.

Никакой иконописной школы на Афоне, однако, не оказалось,- там существовала лишь небольшая иконописная мастерская, за которой присматривал монах, такой же самоучка, как и остальные «мастера». Но, чтобы заниматься даже в такой мастерской, Малявину надлежало стать послушником монастыря. Он начал работать с увлечением и, с точки зрения монахов, успешно: ему доверили, наконец, даже роспись целой стены в одной из церквей.

Так продолжалось до декабря 1891 года, пока на Афон не заехал, возвращаясь из заграничной командировки, молодой скульптор В. А. Беклемишев. Увидев работы Малявина, среди которых были и пейзажные этюды и портрет настоятеля монастыря, Беклемишев был поражен несомненным дарованием юноши. Он уговорил монахов отпустить их послушника учиться живописи в Россию.

В 1892 году Малявин выдержал экзамен для поступления в Академию художеств. Среди поступающих он резко выделялся, необычный студент – длинноволосый монах в черной рясе. Вот как вспоминает о Малявине известная художница А. П. Остроумова-Лебедева, державшая экзамены одновременно с ним: «Юноша в какой-то необычной одежде . На голове шапочка вроде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под нее висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые небольшие глаза . Его застенчивость, какая-то растерянность и одиночество среди студентов привлекали внимание . трогала его какая-то наивная откровенность и простосердечие».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Межкультурное исследование детства
Все многообразие в анализе детства в условиях различных культур можно подразделить на две части: подходы, методы изучения детства и объекты исследования (труд, обучение, игры, сенсомоторная активность в раннем детстве). Особое место заним ...

Бриллиантовый знак на цепи и звезда к нему ордена Апостола Андрея Первозванного
Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного — первый по времени учреждения российский орден, высшая награда Российской империи до 1917 (рис.6). Учрежден в 1698 (или 1699 году) Петром I и при жизни Петра являлся единственн ...

История развития культурно-досуговой деятельности
Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с ...