Сайт о культуре и искусстве

Пятновая графика, силуэт

Другое » Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов » Пятновая графика, силуэт

В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне.

Не многие художники в совершенстве владели искусством пятновой черно-белой графики. Центральной фигурой среди этих немногих является Феликс Валлотон. Художник пришел к графике контрастных пятен через поиски в штрихе, линии ("Этюды обнаженного тела", Обложка каталога издательства Э. Саго). Художник В.А. Фаворский писал, что с помощью " формы пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного". Советская книжная графика 1920-х гг. прекрасно это подтверждает. Работы В.В. Лебедева, В.Н. Курдова, В.А. Дувидова, Л.М. Лисицкого и др. вошли в золотой фонд советской графики. Использовал возможности пятновых графических решений в художественном оформлении книги Д.И. Митрохин. Его плоскостные изображения точны в своих подробностях и подчас сказочно экзотичны.

Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Из наиболее известных русских мастеров силуэта XIX в. можно назвать графа Ф.П. Толстого и Е.М. Бем. В период расцвета силуэтного искусства в графике видное место занимали К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, М.В. Добружинский и особенно Г.И. Нарбут (иллюстрации к книгам " Отечественная война 1812 года в баснях Крылова", "Спасенная Россия в баснях Крылова") и Е.И. Кругликова ("На выставке "Мир искусства", "Портрет А.А. Радакова"). Активное введение в черные силуэты человеческих фигур и голов белых элементов одежды в работах Кругликовой усилило взаимодействие силуэта и белого поля бумаги.

Особые темы того времени - силуэтные изображения детей и животных. Множество книг конца XIX-XX в украшены детскими силуэтами работы Е.М. Бем. Силуэты животных удачно решаются в искусстве В.В. Лебедева, В.М. Курдова, В.Д. Фаллиева.

Рекомендуем также:

Символы в христианском искусстве
В первые годы возникновения христианства христиане переняли и переработали языческую символику: времена года стали обозначать воскресение мертвых, корабль – процветание и затем Церковь. Павлин, голубка, пальма и сад напоминают о рае. Одн ...

Мистика как феномен
Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем древние в определенном смысле знали гораздо больше чем мы. В этом одно из поразительных открытий науки. Физики ...

Основные направления деятельности «Райтеров»
Граффити - простая и понятная штука, пожалуй, как пять пальцев на руке, надо просто внимательно посмотреть на них. Для того чтобы было понятно, в чем дело и как тут с ними разобраться, стоит уделить немного времени и почитать далее: Созд ...