Сайт о культуре и искусстве

Культура Древнего Китая

Другое » Культура древних обществ Востока » Культура Древнего Китая

Страница 1

Древнекитайская цивилизация прошла особый путь развития с начала II тысячелетия до н.э. до III в. н.э. Ее характер во многом обусловили географическое положение Китая, изолированность от других очагов цивилизации – в том числе Месопотамии и Индии, с которыми Китай разделяли труднопроходимые горы, пустыни и джунгли.

В истории Древнего Китая выделяется несколько больших исторических этапов: эпоха Шан (Инь) – 1550–1030 гг. до н.э.;

эпоха Чжоу – 1027–256 гг. до н.э., в рамках которой особое значение имеет период Чжаньго («Борющихся царств»), датируемый V–III вв. до н.э.; эпоха династий Цинь и Хань – III в. до н.э. – III в. н.э.

Зарождение цивилизации в Китае относится к рубежу III–II тысячелетий до н.э. Первые ее очаги появились в нижнем и среднем течении реки Хуанхэ. Важным достижением материальной культуры этого времени было освоение бронзы. Переход китайцев к ирригационному земледелию, характерному для многих древних цивилизаций, был завершен достаточно поздно – только в середине I тысячелетия до н.э. Тогда произошли важные изменения в сфере материальной культуры. Развитие обработки железа создало условия для подъема земледелия и ремесел. В бассейнах Хуанхэ и Янцзы строились гидротехнические сооружения – этого требовало широкое распространение ирригационного земледелия.

Мировоззрение. Во II тысячелетии до н.э. в основном сформировались религиозно-мифологические представления древних китайцев, поклонявшихся стихийным и природным объектам (известен их культ высоких священных гор), а также духу предков. В это же время зарождается цикл мифов о преобразовании мира в результате деятельности различных божеств и героев. Его сохранила для потомков народная традиция.

Как и в ряде других мифологий, сотворение мира понималось древними китайцами как постепенное преобразование единой бесформенной субстанции, состоящей из мельчайших частичек ци, путем принятия ею неких очертаний в результате процесса размежевания ци. Более легкие и светлые частицы ян, поднявшись вверх, создали небо. Тяжелые и темные инь опустились и образовали землю. В результате взаимодействия ян и инь появились сначала пять основных элементов-стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля), а затем все вещи в пространстве между небом и землей, в том числе и человек.

Ян и инь представляют собой важнейшие диалектические понятия, позволяющие уловить моменты согласования взаимного уравновешивания противоположностей. Так, ян олицетворяет небо, мужчину, свет, добро, теплоту; инь – землю, женщину, темноту, холод, зло и т.д. Ян и инь не столько ведут между собой борьбу, сколько сдерживают и предупреждают формы переразвития друг друга и при взаимодействии достигают го- меостаза. Любой предмет или состояние содержат в себе одновременно ян и инь, поэтому, с точки зрения китайцев, неправильно видеть в мире только противоположности, – например, добро или зло, надо стремиться понять их взаимодействие и соотношение.

Мифологические представления о мире служили основой названий Китая на протяжении нескольких тысяч лет. Так, именование страны «Поднебесным государством» отражало представление об особом покровительстве ей со стороны верховного божества – Неба. Название «Срединное государство» должно было подчеркнуть, что Китай расположен в «центре Вселенной». Обитавшим вокруг племенам и народам китайцы дали пренебрежительное имя «варвары четырех сторон света».

Религия. К середине II тысячелетия до н.э. в Китае возникли крупные города, послужившие центрами первого раннегосударственного образования Шан (Инь). С появлением государства начали формироваться культы, которые связывались в первую очередь с фигурой правителя – вана. Он соединял военно-административные функции с функциями верховного жреца. Иньцы уже поклонялись единому верховному богу Шанди, который символизировал Небо.

Важные изменения произошли в начале I тысячелетия до н.э. в царстве Чжоу, которое подчинило себе государство Шан (Инь). Культ Неба был приспособлен для обоснования божественности власти чжоуских ванов. Правитель царства Чжоу провозглашался сыном Неба (Тянь-цзы), получившим от самого Неба мандат на царствование (Тянь мин). Считалось, что он обладает магической силой дэ, которая делает его посредником между земным и небесным мирами.

С появлением в Китае в середине I тысячелетия до н.э. новых религиозно-философских учений (конфуцианство, даосизм и легизм) древние мифологические представления выстроились в стройную систему, объяснявшую происхождение мира из хаоса. Фундаментальным произведением, объясняющим циклические мировые процессы, считается «Ицзинь» («Книга перемен»). Данная система оставалась практически неизменной на протяжении тысячелетий.

Письменность. Китайцами еще в древности было изобретено иероглифическое письмо, которым они с некоторыми изменениями пользуются до настоящего времени. Первые известные нам образцы китайской иероглифической письменности относятся к началу правления династии Шан (Инь). Самые ранние надписи из обнаруженных в «Великом городе Шан» были сделаны на костях животных, а также на бронзовых ритуальных сосудах. В настоящее время идентифицировано около 3 тыс. иньских иероглифов. В царстве Чжоу письмо и образование были доступны не только верхушке общества. До нас дошло большое количество текстов эпохи Чжоу, которые активно использовались последующими китайскими авторами. В одном из исторических сочинений рассказывается о приказе вана отлить бронзовые доски с нанесенными на них законами, чтобы любой человек мог с ними ознакомиться. Данное сообщение свидетельствует о значительном уровне грамотности китайцев в период Чжоу.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Как зарождались первые скульптуры
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их ...

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появ ...

Знаменитейшие залы дворца
В Версале было очень много различных почётных дворов, среди которых почётное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене ...