Сайт о культуре и искусстве

Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда

Другое » Алмазный фонд » Алмаз «Шах» — один из семи исторических камней Алмазного фонда

Страница 1

алмаз рубин императорский бриллиантовый

Алмаз «Шах» — бриллиант индийского происхождения весом в 88,7 карата. Безукоризненно прозрачный, легкого желтовато-бурого оттенка камень. Глубокая бороздка на нём свидетельствует, что его носили как талисман. Хорошо видны три выгравированных имени его владельцев и соответствующие даты в мусульманском летосчислении, основанном на лунном годе (в скобках приведены даты в привычном летоисчеслении): Низам-шах, 1000 (1591); Шах-Джахана, 1051 (1641); Фатх-Али-шах, 1242 (1826).

Считают, что камень был найден в копях Голконды в XVI веке, перед тем как их забросили.

Согласно правилу индийских мастеров алмаз высшего качества имеет вершины, грани, рёбра в количестве 6, 8 и 12. Они должны быть острыми, ровными и прямолинейными. Другими словами, алмаз должен иметь кристаллографическую форму восьмигранника — октаэдра (по-арабски "хаваи ал-мас"). Кроме того, камень должен быть брахманом, то есть абсолютно бесцветным и прозрачным. Желтоватый алмаз "Шах" относится к сорту вайшья, а форма его далека от идеального октаэдра. В связи с этим он не задержался в руках индусов и был продан правителю Ахмаднагара — султаната на западном побережье полуострова Индостан.

Султаном Ахмаднагара был мусульманин Бурхан Второй. Индийские суеверия по поводу алмазов его мало волновали. Зато громадный удлинённый алмаз — перст Аллаха! — поразил воображение. Кроме того, обширные плоские грани алмаза показались ему идеальными скрижалями истории, на которых следует увековечить своё имя. Бурхан Второй был тщеславен и даже присвоил себе титул Низам-Шаха, то есть "Владыки Порядка".

В 1591 г. шах Низам повелел вырезать на одной из граней алмаза надпись на фарси: "Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год". По-видимому, в придворной камнерезной и гранильной мастерской Бурхана работал талантливый, если не гениальный, мастер. Одним из первых на Востоке он научился гравировать надписи на алмазе. Мы знаем, что алмаз является самым твёрдым минералом на земле: его ничем нельзя поцарапать. Каким же образом безымянный мастер сделал надпись на грани октаэдра, самой твёрдой грани камня? Он догадался, что алмаз можно поцарапать только алмазом! И вот мастер покрыл октаэдрическую грань тонким слоем воска, иглой нацарапал на нём нужные слова. Затем на кончик стальной или медной иглы, смоченной маслом, набирал алмазную пыль и без конца царапал по грани. В результате многодневного труда появилась первая надпись. В русской транскрипции она выглядит так: "Брхан сани Нзмшах 1000 снт". Точный перевод гласит: "Бурхан Второй Низам-Шах. 1000 год". Поскольку мусульмане ведут летоисчисление со дня бегства пророка Мухаммада из Мекки в Медину (622 год), то время появления первой надписи датируется 1591 годом от рождества Христова. Другими словами, алмазу "Шах" 412 лет.

В этом же 1591 г. властитель Северной Индии Великий Могол Акбар захватил Ахмаднагар и завладел алмазом. Когда на престол династии Моголов взошел внук Акбара шах Джехан ("Властитель мира"), то он приказал на другой грани алмаза вырезать еще одну надпись: "Сын Дехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год". По нашему летосчислению шел 1641 г. Сын шаха Джехана Ауренг-Зеб подвесил алмаз над своим троном и окружил его изумрудами и рубинами. До 1738 г. алмаз "Шах" хранился в г. Дели. В 1738 г. на Индию напал шах Надир, захватил алмаз и увез его в Персию. В 1824 г. на третьей грани алмаза появилась надпись "Владыка Каджар-Фатх али-шах Султан. 1242 год".

В 1829 г. в столице Персии Тегеране убивают русского дипломата и писателя А. С. Грибоедова. Правительство России требует наказания виновных. Во избежание дипломатических затруднений наследник персидского престола привёз в Петербург богатые дары, в числе которых был и знаменитый алмаз с искусной гравировкой на трёх гранях — величайшая ценность персидских шахов. Так этот камень оказался в Алмазном фонде России.

В 1898 году в описи драгоценностей русской короны под номером 38/37 появился следующий текст: "Солитер (крупный алмаз) Хозрев-Мирза неправильной фацеты (грани) — 86 7/16 карат. Поднесён в 1829 году персидским принцем Хозрев-Мирзой и доставлен на хранение от г. министра Имп. Двора при письме за № 3802".

Алмаз "Шах" хранился в подвальном сейфе Зимнего дворца, после Октябрьской революции вместе с другими сокровищами был перевезён в Москву, в Оружейную палату Кремля. Здесь в 1922 году его исследовал академик А.Е.Ферсман, написавший затем большую статью. Александр Евгеньевич восхищался техникой гравировки на продолговатом алмазе, исключительной и малопонятной по совершенству, резкости, изяществу исполнения. По его словам, камень имеет форму удлинённой призмы, притуплённой на концах пирамидальными плоскостями. Грани октаэдра мягко округлы. Самая широкая из них разделена на длинные узкие фацетки, которые хорошо отполированы (работа Джихан-Шаха!). А.Е.Ферсман замерил углы между гранями, изучил скульптуру поверхности кристалла.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Скульптура периода империи
С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора. Сам первый император Октавиан Август и его помощники заботливо поддерживали те направления в литературе и искусстве, которые отвечали дух ...

Принятие росписей Владимирского собора в постсоветской России
Владимирский собор был расписан масляными красками по штукатурке. Эта техника оказалась недолговечной и собор скоро потребовал реставрации Уже 27 апреля 1898 года Нестеров рассказывает в письме Турыгину следующий эпизод. «Последнюю недел ...

Толстой и толстовцы о росписях Владимирского собора
Резко отзывался о росписях Владимирского собора Л.Н. Толстой, поскольку трактовка образов Спасителя и Богоматери Васнецовым резко расходилась с представлением о Христе как простом человеке, которые насаждал Толстой среди своих последовате ...