Культура Древнего Китая
Широкое распространение письма привело к необходимости его унификации. На рубеже IX–VIII вв. до н.э. китайские иероглифы были впервые приведены в единую систему придворным историографом Ши Чжоу. Начиная с периода Шан (Инь), для нанесения иероглифов использовали длинные деревянные и бамбуковые планки. В эпоху Чжоу такой способ письма получил всеобщее распространение. Писали вертикально, сверху вниз. Ширина планки была рассчитана только на один иероглиф. Когда планки связывали вместе, получалась своеобразная книга, которую можно было свернуть.
С древнейших времен иероглифы наносили кисточкой из шерсти животных (особенно ценились заячьи кисточки), которую обмакивали в тушь. При необходимости нанести новый текст написанное ранее соскабливали ножом. Отсюда происходит китайское образное название чиновника – «кисть и нож».
Наиболее древними из дошедших до нас памятников поэзии Древнего Китая являются фольклорные поэтические произведения из книги «Шицзин» («Книга песен») – древнейшего в Поднебесной собрания песен и гимнов, созданных с XII по V в. до н.э.
Философия. В середине I тысячелетия до н.э. на территории нынешнего Китая существовало несколько десятков небольших государств, которые вели между собой упорную борьбу за лидерство. На это время, получившее условное название эпохи «Борющихся царств» (Чжанъго), приходится творчески продуктивный период в истории духовной культуры Китая. Тогда, в «осевое время» (термин К. Ясперса), сформировался новый тип мышления, связанный с возникновением критической философии и теоретической научной мысли.
Видимо, не случайно основные древнекитайские философские школы сформировались в бурную эпоху, ознаменовавшуюся кризисом, потрясшим основы жизни китайского общества. Взгляды их представителей расходились в рецептах выхода из кризиса.
В последующие периоды религиозно-философские идеи эпохи Чжаньго развивались и дополнялись, но авторитет первых мудрецов оставался непререкаемым для последующих поколений китайских философов.
Кун-цзы – «учитель Кун» (551–479 гг. до н.э.), известный миру как Конфуций, выработал основные принципы учения об устройстве общества и государства. Он стал основоположником религиозно-философской концепции, которую мы знаем как конфуцианство. После его смерти ученики записали высказывания Кун-цзы и объединили их в книгу «Луньюй» («Беседы и суждения»). Философа интересовали проблемы места и роли человека в обществе, нормы поведения, способные стабилизировать отношения в обществе. Его крайне волновали беды, которые постигли страну. Размышляя над их причинами, он разрабатывал программу исправления общественной морали.
Конфуций утверждал, что в прошлом во главе Китая стояли «благородные мужи», твердой рукой управлявшие государством. Они установили справедливые законы, которые отвечали законам мироздания, и народ неукоснительно выполнял их. Это и было причиной процветания страны. Согласно его точке зрения, в современном обществе правители и подданные отошли от древних традиций и общее падение морали не замедлило сказаться: китайское государство приходило в упадок, закончилось экономическое процветание, начались междоусобные войны и набеги варваров.
Конфуций требовал вернуться к традициям древности, чтобы возродить незыблемую мораль в обществе. Одна из основных ячеек общества – семья; она должна строиться на мудром руководстве главы, на сыновней почтительности и уважении старших. Продолжением этой почтительности являлось, по его мнению, поклонение умершим предкам.
Государство он предлагал строить по образцу семьи: народ должен почитать императора как отца и во всем выполнять его распоряжения, а император обязан всячески заботиться о народе. Одновременно император, испытывающий сыновнюю почтительность к воле Верховного отца – Неба, будет советоваться с ним и правильно совершать все обряды поклонения великому божеству. Таким образом, общество будет строиться по иерархическому принципу и каждый человек займет свою социальную нишу.
Приблизительно в одно время с Конфуцием жил Лао-цзы, основоположник религиозно-философского учения о связи человека с природой – даосизма.
Для китайцев Лао-цзы является, безусловно, исторической личностью, с чем не соглашаются некоторые зарубежные китаеведы. Дело в том, что о жизни этого мудреца мы знаем только из нескольких дошедших до нас преданий, которые содержат много мифологических сведений. Перу Лао-цзы приписывают философское произведение «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ»). Уже в названии книги заложены две основные категории данного вероучения. Дао («путь», «метод») – это основа мироздания, его первоначало. Все в этом мире возникло в соответствии с дао, и оно же придает этому миру естественную гармонию, которая распространяется и на человеческое общество. Дао не поддается четкому определению, его осознание возможно только на полуинтуитивном уровне. Дэ («благодать», «благодатная сила») является тем выражением дао, которое придает энергию всему миру, преобразует его. Дао и дэ – одновременно регуляторы морали и порядка в обществе, а потому их постижение является важнейшей задачей и любого мудреца, и каждого человека. Вмешательство в миропорядок тщетно, более того, мудрец должен понимать опасность такого вмешательства. Главным для сторонника даосизма является следование естественному ходу вещей. Дао – вместилище всех сущих и возможных вещей, событий, состояний мира.
Рекомендуем также:
Росписи Владимирского собора как миссионерское служение
«Всякое храмостроительство и храмоукрасительство есть миссионерское служение». Тезис далеко не так бесспорен, как может представиться на первый взгляд. Приведённые выше мнения об академическом стиле, доказывают, что не всегда убранство х ...
Искусство как эстетическая деятельность в контексте
культуры
От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая т ...
Искусствоведческий анализ портрета
С 1791 года портретистом старшей из дочерей Павла – Александры становится Д. Г. Левицкий. В течение одного только года он пишет ее три раза, позже снова возвращается к изображению великой княжны. Задача художника была тем более сложной, ч ...