Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 18

Многообразны проявления постмодернизма в изобразительном искусстве. Здесь возник ряд специфических течений.

Для метафизического течения характерны ностальгия по античности и Возрождению, в целом тоска по утраченному вниманию к традиции, связывающей различные эпохи в неразрывную цепь. Но ностальгия и тоска как бы прячутся в форму игры. К примеру, в картине К. Мариани «Рука заменяет интеллект» «два персонажа, символизирующие прошлое и настоящее, увлеченно разрисовывают друг друга, образуя своими позами иллюзию художественного зазеркалья, двоящейся исторической жизни культуры» (Н. Б. Маньковская).

Представители повествовательного течения, комбинируя приемы реализма, поп-арта, абстракционизма, по-своему решают проблему сохранения (хотя бы видимости) воспитательной функции искусства в условиях этического плюрализма и релятивизма.

Ирония аллегорического постмодернизма обращена на разрушение иллюзий современного массового сознания. Сопоставляя прошлое и настоящее (например, изображая дам-каратисток, которых обороняют от своих кавалеров на фоне классического пейзажа), художники показывают нелепость типичных явлений профанной культуры, расходящихся с традиционными ценностями и представлениями. Характерное для мастеров этого течения сожаление об утерянных достижениях прошлого выражено в аллегории М. Костаниса «Стоящая фигура», изображающей греческую тунику, «одетую» на пустоту.

Постмодернистский «реализм» стремится объединить нормативы и приемы натурализма с современными эстетическими установками, изображая фигуры с глянцевитой фотографической точностью. Но их лощеная плоть лишена внутренней жизни и духовной наполненности; это «живые манекены», идолы рекламной красоты массмедиа.

Сентименталистский постмодернизм является единственным течением в постмодернизме, представители которого по-настоящему стремятся найти позитивные ценности и модели поведения, адекватные современной кризисной ситуации. Поэтому ирония здесь сведена к минимуму. В качестве новых установок сознания предлагаются экологизм, возвышенное и чувственно тонкое, трепетное отношение к жизни.

Специфика постмодернистского кинематографа состоит в сочетании приемов киноискусства, литературы, мультипликации, видеоклипов, рекламы, шоу-бизнеса, компьютерных игр, обеспечиваемое спецэффектами и электронным монтажом.

Синтез различных видов искусства и художественных стилей свойственен и постмодернистскому театру. Для воплощения принципа двойного кодирования театральные режиссеры используют различные визуальные и шумовые эффекты, которые доносят «видения» и «голоса» иных времен, благодаря чему создается многомерная интерпретация сюжета.

Постмодернистский балет рассматривает танец как синтез духовного и телесного, большое внимание уделяет возможностям выражения средствами танца необычных философских идей. Отсюда – метафоричность современного балета, большая роль ассоциаций. При этом своеобразными приемами достигается эмоциональный эффект. В танец вводятся игра, импровизация. Цитатность постмодернистского балета проявляется в соединении танцевальных техник различных народов, эпох и социальных слоев (классического европейского, индийского, современного японского, африканского танца, рэгтайма, брейка, кантри-данса, фламенко и др.).

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Рекомендуем также:

Костюм
Цветовая гамма. Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдаётся ярким насыщенным цветам: зелёному, жёлтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветовой фон является обязательным ...

Сад Цубо
Это сугубо городское явление. Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы изме ...

Культура в период смены эпох
Августовский классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи (см. Приложение 1.1), главным образом в самом г. Риме, в годы ...