Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 18

Многообразны проявления постмодернизма в изобразительном искусстве. Здесь возник ряд специфических течений.

Для метафизического течения характерны ностальгия по античности и Возрождению, в целом тоска по утраченному вниманию к традиции, связывающей различные эпохи в неразрывную цепь. Но ностальгия и тоска как бы прячутся в форму игры. К примеру, в картине К. Мариани «Рука заменяет интеллект» «два персонажа, символизирующие прошлое и настоящее, увлеченно разрисовывают друг друга, образуя своими позами иллюзию художественного зазеркалья, двоящейся исторической жизни культуры» (Н. Б. Маньковская).

Представители повествовательного течения, комбинируя приемы реализма, поп-арта, абстракционизма, по-своему решают проблему сохранения (хотя бы видимости) воспитательной функции искусства в условиях этического плюрализма и релятивизма.

Ирония аллегорического постмодернизма обращена на разрушение иллюзий современного массового сознания. Сопоставляя прошлое и настоящее (например, изображая дам-каратисток, которых обороняют от своих кавалеров на фоне классического пейзажа), художники показывают нелепость типичных явлений профанной культуры, расходящихся с традиционными ценностями и представлениями. Характерное для мастеров этого течения сожаление об утерянных достижениях прошлого выражено в аллегории М. Костаниса «Стоящая фигура», изображающей греческую тунику, «одетую» на пустоту.

Постмодернистский «реализм» стремится объединить нормативы и приемы натурализма с современными эстетическими установками, изображая фигуры с глянцевитой фотографической точностью. Но их лощеная плоть лишена внутренней жизни и духовной наполненности; это «живые манекены», идолы рекламной красоты массмедиа.

Сентименталистский постмодернизм является единственным течением в постмодернизме, представители которого по-настоящему стремятся найти позитивные ценности и модели поведения, адекватные современной кризисной ситуации. Поэтому ирония здесь сведена к минимуму. В качестве новых установок сознания предлагаются экологизм, возвышенное и чувственно тонкое, трепетное отношение к жизни.

Специфика постмодернистского кинематографа состоит в сочетании приемов киноискусства, литературы, мультипликации, видеоклипов, рекламы, шоу-бизнеса, компьютерных игр, обеспечиваемое спецэффектами и электронным монтажом.

Синтез различных видов искусства и художественных стилей свойственен и постмодернистскому театру. Для воплощения принципа двойного кодирования театральные режиссеры используют различные визуальные и шумовые эффекты, которые доносят «видения» и «голоса» иных времен, благодаря чему создается многомерная интерпретация сюжета.

Постмодернистский балет рассматривает танец как синтез духовного и телесного, большое внимание уделяет возможностям выражения средствами танца необычных философских идей. Отсюда – метафоричность современного балета, большая роль ассоциаций. При этом своеобразными приемами достигается эмоциональный эффект. В танец вводятся игра, импровизация. Цитатность постмодернистского балета проявляется в соединении танцевальных техник различных народов, эпох и социальных слоев (классического европейского, индийского, современного японского, африканского танца, рэгтайма, брейка, кантри-данса, фламенко и др.).

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19

Рекомендуем также:

Катасиро
Катасиро – вид кукол из бумаги, появившихся ещё во второй половине первого тысячелетия нашей эры и использовавшихся в синтоистских церемониях, устраивавшихся в храме Исэ. Катасиро представляли собой символические изображения божеств – коз ...

Особенности белорусского Возрождения
Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы. Формирование условий, подготовивш ...

Культурное наследие как музейный объект
Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятнико ...