Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 14

Своеобразным продолжением оп-арта или даже его аналогом стало возникшее во Франции кинетическое искусство, использовавшее всякого рода движущиеся конструкции для создания иллюзии самодвижения и изменения. К примеру, Г. Юкер избрал для достижения искомой цели движущуюся ткань с набитыми гвоздями.

В конце 1960-х гг. заметным явлением художественной культуры явилось концептуальное искусство, ведущими представителями которого были Дж. Кошут и С. Лe Витт. Концептуалисты считали, что произведение искусства должно отражать причудливые порождения мысли, служить их образной репрезентацией. И более всего их интересовало изображение самого процесса рождения, генезиса этой мысли. Они часто пытались продемонстрировать сам процесс творчества, а не его результат.

«Технология» интеллектуальной «примерки» различных понятий к объекту созерцания для выявления его сущности представлена в композиции Дж. Кошута «Пять кубов», где на одной поверхности соседствуют пять одинаковых стеклянных кубов под названиями «Ящик», «Куб», «Пустой», «Прозрачный», «Стекло». Элементами композиции концептуалистов иногда служили банальные предметы, изъятые из своего обыденного контекста и перенесенные в иное функциональное пространство. Но этот своеобразный реди-мейд отличался от манипуляций М. Дюшана. Здесь прежде ничем не приметные предметы быта по воле концептуалистов становились объектом интеллектуального созерцания или составляли некую загадку. Примечательна в этом плане композиция того же Дж. Кошута «Один и три стула», в которой стул подается в трех ипостасях: реально стоящий стул, его фотография и словесное описание.

Авангардное изобразительное искусство 1950–60-х гг. далеко отошло от традиционных методов живописи и скульптуры, доведя до логического конца принципы модернизма. Усилилась тенденция к самоотрицанию искусства, превращение его в часть повседневной жизни, чему способствовали доминирующие устремления общества массового потребления, требовавшего все новых развлечений в режиме «безбрежного гедонизма».

В XX в. сложился авангардный народный театр, в котором идеи модернизма претерпели сложные превращения.

К авангардным направлениям можно отнести трагедийный театр Г. Крэга, пытавшийся наполнить театральное действие поиском метафизической глубины мироздания. Интересен эпический театр Б. Брехта, воздействовавший на разум человека, а не на его чувства. Пьесу здесь не показывают, а рассказывают, делая частые остановки (комментарии, хор). Все это вместе со специфической игрой актеров создает ощущение отдаленности от происходящего и снимает эмоциональное напряжение. Затрагивая острые социальные проблемы, Брехт предлагал спокойно задуматься над их решением, чтобы не стать заложником собственных эмоций.

Широкую известность получил реалистический условный театр В. Мейерхольда, построенный на идеях стилизации и упрощения. В основу своих театральных экспериментов Мейерхольд положил принцип биомеханики (застывшие позы, максимально простые жесты, неожиданная смена символичных мизансцен), который должен был облегчить восприятие фабулы пьесы и сценических деталей. В постановках Мейерхольда широко использовались также принципы парадоксальной декламации и гротеска: парадоксальная техника игры и сценографии (оранжевое небо, голубое солнце и т.п.), комические эпизоды в разгар трагической сцены, ироническая изнанка судьбы трагического персонажа.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Рекомендуем также:

Златоустовская гравюра на стали
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, ...

Понимание Васнецовым значения русского церковного искусства
Неиссякаемое внимание к русской старине, сказавшееся и в станковой живописи Васнецова, и в его увлечениях прикладным искусством, с закономерностью привели его к размышлениям над важнейшими началами национальной культуры и, в конце концов ...

Солярные мифы
Солнце, в равной степени благословение и проклятие Египта, с глубокой древности, стало центральным образом множества мифов. Все эти мифы делятся на две группы. Одни так или иначе связаны с ежегодным сельскохозяйственным циклом, с ослаблен ...