Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 17

Диалог между прошлым и настоящим осуществляется в постмодернизме и благодаря принципу цитатности. «Цитатное мышление» воплощается через переосмысление классических тем и сюжетов, явное или скрытое воспроизведение культурных значений, намеки на известные произведения, сокращенное их изложение или деконструкцию, а также через подражание и пародию. В итоге мир предстает как непрерывно реструктурируемый текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу «перетасовывающего» калейдоскопа, «паспарту». Такая установка порождает своеобразную «ничейность» создаваемых произведений, когда и автор, и публика оказываются «растворенными» в дискурсах культурных традиций. Ярким примером «цитатного мышления», доведенного до абсурда, является роман Жака Ривэ «Барышни из А.», который составлен исключительно из 750 цитат 408 авторов.

Смыслообразующим принципом постмодернизма является ирония. В отличие от классической пародии и сатиры, критикующих прошлое и настоящее с точки зрения гуманистических принципов и идеалов, субъект постмодернистской иронии сомневается в авторитете последних, так же, впрочем, как и в авторитете собственных критических позиций. Поэтому ирония здесь часто соседствует с самоиронией.

Среди других характерных особенностей искусства постмодернизма нужно отметить гедонизм, театрализацию культуры, смешение высокого и низкого, элитарного и массового, ориентацию на современные информационные технологии. В искусстве постмодернизма отчасти происходит возврат к повествовательности, сюжету, мелодии, реалистичности изображения. Но при этом красота связывается и с асимметрией, дисгармонией, возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным.

Известными представителями постмодернизма являются писатели У. Эко, Д. Варне, Дж. Хеллер, архитекторы Ч. Дженкс, Ч. Мур, Р. Бофилл, Р. Вентури, художники М. Паладино, М. Мерц, В. Сивитико, кинорежиссер Ж.-JI. Годар, хореографы Т. Браун, П. Шираиши, Р. Шопино, композиторы К. Штокхаузен, П. Булез.

Особенности постмодернизма ярче всего проявились в литературе. Для произведений постмодернистов новой волны характерен синтез массового и элитарного. Например, У. Эко в романе «Имя розы», с одной стороны, добивается сюжетной развлекательности текста (включает в него элементы детектива, фантастики, повседневности), ставя своей целью доставить массовой аудитории удовольствие от чтения. С другой стороны, в тексте содержатся ссылки на образцы и приемы, сюжетные ходы, заимствования из жанра средневекового романа. Ироничная игра всякого рода ассоциациями дает возможность получить интеллектуальное наслаждение подготовленному читателю, знатоку истории культуры.

В основу архитектуры постмодернизма положен принцип комбинации различных стилей. Архитекторы как будто не создают принципиально новых художественных форм, а необычными способами сопоставляют и модифицируют старые (и здесь присутствует элемент «игры»). Так, в комплексе «Площадь Италии» (Новый Орлеан) Ч. Мур объединил принципы древнеримской, барочной и модернистской архитектуры. В композицию комплекса включен фонтан в форме сапога, обрамленный арками и ордерными бетонными колоннадами, которые по вечерам освещаются неоновыми трубками. Принцип историзма проводится в архитектуре с учетом национальных традиций прошлого. Р. Вентури, проектируя особняки, возрождает скатные крыши, дымовые трубы, небольшие окна, использует в строительстве традиционные материалы (дерево, камень, черепицу).

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19

Рекомендуем также:

Что вдохновляет творцов моды третьего тысячелетия? Отказ от единообразного стиля
Среди бесчисленных источников вдохновения для дизайнеров самое важное место в последнее время занимают ретроспективные. Даже самые великие Кутюрье обычно черпают вдохновение в хорошо известном человеческом опыте. Гениальность часто как ра ...

Сценарно-режиссерская разработка театрализованного представления «Беда от нежного сердца»
по мотивам одноименного водевиля В.А. Соллогуба Тема: «Беда от нежного сердца» Идея: Чтоб сердца нежного беда Бедой не вышла в самом деле. Место проведения: актовый зал ПУ № 13 Аудитория: смешанная. На сцене выгородка будуара, форте ...

Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей ...