Сайт о культуре и искусстве

Европейская культура XX века

Другое » Европейская культура XX века

Страница 13

В итоге концепция идеального города и жилища потерпела фиаско. Гуманная демократическая идея выродилась в серийные, унифицированные массовые постройки, в которых проявились отрицательные черты возникшего стиля: холодная машиноподобность зданий, однообразие их геометрических форм, забвение национальных архитектурных традиций. В 1960– 1970 гг. появились признаки разочарования общественности в стиле функционализма. Жители растущих городов все яснее осознавали его крайности и издержки. Ему на смену пришла архитектура постмодернизма.

Профанация функционализма, подвергшегося корректировке, явилась симптомом кризиса не только многих идей модернизма, но и идеалов техногенной цивилизации. И хотя в дальнейшем происходило соединение стандартизируемого модернистского изобразительного искусства со вкусами массового зрителя, в целом изначальный модернизм терял свою остроту и привлекательность. Поколение художников 1950–60-х гг. решало задачу опрощения модернизма и «очищения» его от последних связей с классическим искусством. Этим можно объяснить особый радикализм, характерный для новых течений модернизма данного периода – поп-арта, оп-арта, концептуального искусства и др.

Основатели появившегося в 1950-е гг. течения поп-арт р. Раушенберг, Д. Джонс, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол считали целью искусства создание «вещных символов», которые бы отвечали требованиям некритических форм массового сознания и невзыскательной культуры и могли бы «раствориться» в ней.

В широко распространившейся технике коллажа представители поп-арта «случайным образом» сочетали знаки повседневной жизни (предметы быта, фотографии, репродукции, отрывки массовых печатных изданий). Так, скандально известная работа Р. Раушенберга представляет собой чучело козла, забрызганное краской и опоясанное автомобильной покрышкой. Весьма популярный дизайнер рекламы Э. Уорхол впервые возвел в ранг художественного приема характерный для господствующего типа массовой культуры принцип тиражирования. Популярные его работы представляли собой много раз повторенные изображения (портрет Мэрилин Монро или фотография жестяной банки из-под кока-колы).

В 1960-е гг. в США сформировалось течение оп-арт (оптического искусства), продолжившее линию геометрического абстракционизма. Творчество представлявших его художников (В. Вазарели, И.-Р. Сото, Ж. Стейн) основывалось на комбинации простых геометрических форм, создающей в процессе восприятия различные оптические иллюзии. Их произведения не содержали в себе глубокого интеллектуального смысла. Они ориентировались, прежде всего, на особенности физиологии восприятия, активизируя его потенциал.

Цветовые и световые эффекты оп-арта достигались с помощью оптических приборов и особого сочетания элементов геометрических конструкций. К примеру, Ле Парк сделал специальные очки из металлических и зеркальных пластинок, сквозь которые мир виделся фрагментарно. Ж. Стейн создал особый оптический эффект, использовав явление поляризации света в пластинах из плексигласа различной формы и размера. Отличительная особенность оп-арта – широкое применение новых технических изобретений (компьютер, лазер, эмалевая краска, виниловые лаки и т.п.). Необходимым условием существования некоторых произведений оп-арта являлось участие в них зрителя. Так, Л. Томазелло закрепил разными гранями белые кубики на белой поверхности. Обходя эту композицию, зритель видел многогранно отраженные световые блики. В другой композиции требовалось взболтнуть неподвижную поверхность воды в чане, чтобы увидеть дрожание неоновых огней.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рекомендуем также:

Истоки магии. Магия в медицинских представлениях
С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемо ...

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Разбор финальной сцены фильма
Финальная сцена фильма снята одним планом, с использованием внутреннего движения. Внутрикадрового монтажа. Тут задан тот же ритм, что и в первой сцене, уже разобранной нами. Напряжение усиливает стук колёс, движение предметов, звук из рад ...