Сайт о культуре и искусстве

Строгановская школа живописи

Другое » Строгановская школа живописи

Страница 4

Исключительным совершенством отличаются произведения ювелирного искусства самые разнообразные формы чеканки по золоту и серебру, изысканная по рисунку скань. Украшения из эмали и драгоценных камней – все было доступно русским ювелирам. Их высокое мастерство ценилось за границей. Следует особо отметить, такой замечательный образец ювелирного искусства 16 века, как большое золотое блюдо 1561 года – дар Ивана Грозного Троицкому монастырю. В середине блюда – двуглавый орел, выполненный чернью. Края блюда покрывает орнамент поразительной красоты. Поверхность золотого блюда с особенным искусством обработано плавно изогнутыми линиями, великолепно отражающими игру света и тени.

В Оружейной палате, в царских мастерских, работают лучшие ювелиры, эмальеры, чеканщики, в чьих произведениях мы ощущаем связь с народными традициями прошлых эпох (см.: Золотой оклад напрестольного Евангелия – дар Ивана Грозного в Благовещенский собор в 1571 г., золотое блюдо 1561 г. царицы Марии Темрюковны, потир с изображением Деисуса – вклад Ирины и Бориса Годуновых в Архангельский собор Московского Кремля и т. д.; все в собр. Оружейной палаты).

Рубеж 15-16 веков ознаменован созданием ряда прекрасных произведений сюжетного шитья, так называемого живописного стиля. С середины 16 века в искусстве художественного шитья образуется несколько направлений. Связанных с деятельностью определенных мастерских. Особенно изощренными приемами шитья и художественным совершенством отличаются произведения, исполненные в мастерских князей Старицких. Примером может служить плащаница 1561 года, характеризуемая трагической напряженностью образов. Красочная гамма плащаницы основана на тонком сочетании многочисленных полутонов и оттенков, что не мешает ей быть гармонически целостной и ясной.

В конце 16 века развиваются «годуновское» и «строгановское» направления. В изделиях первого начинают преобладать золото, серебро, драгоценные камни и жемчуга. «Строгановское» шитье отличается изысканным рисунком и тонкостью тональных решений. В шитье помимо шелковых нитей используются металлические – золотые и серебряные. Широко применяется жемчуг, драгоценные камни. Сложные узоры, подчеркнутая роскошь характерны для изделий мастерской царицы Анастасии Романовны, но еще более – для мастериц Евфросиньи Старицкой. Развивается в XVI в. и искусство литья. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола.

Большого распространения достигло в 16 веке, особенно во второй его половине, искусство миниатюры. Именно здесь была пробита серьезная брешь в традиционных формах искусства. В миниатюрах Жития Николая Чудотворца (Гос. библиотека СССР им. В.И. Ленина) и в более чем десяти тысячах иллюстраций к «Летописному своду» можно встретить живо трактованные бытовые сцены, современные одежды, сооружения и т. д. Художников привлекали не столько переживания людей, сколько обстановка.

В середине 16 веке у древнерусской рукописной книги появилась соперница — печатная книга. В московской типографии Ивана Федорова в 1564 г. была отпечатана книга «Апостол», в которой обнаружились новые черты, характерные для художественной культуры эпохи. Следует сказать, что именно печатная книга во многом определила в 17 веке обращение древнерусского искусства к реалистическому искусству Запада; именно здесь обнаружились и связи с художественной культурой Украины и Белоруссии.

Русская книга и книжная миниатюра во второй половине XV в. претерпели большие изменения в связи с заменой пергамена бумагой. Это сказалось в первую очередь на технике и особенно на колорите миниатюр, больше похожих уже не на эмаль или мозаику, а на акварель. Евангелие 1507 г., исполненное по заказу боярина Третьякова и украшенное сыном Дионисия Феодосием, еще сохранило в миниатюрах густой цвет. Изящество рисунка, колористическое богатство, изысканный золотой орнамент принесли роскошно иллюстрированному Евангелию огромный успех и вызвали ряд подражаний (Евангелие Исаака Бирева 1531 г., РГБ). Но уже в Житии Бориса и Глеба (Архив ЛОИИ) 20-х годов XVI в. рисунки выполнены легким контуром, прозрачными, похожими на акварель красками и мало напоминают те, что были в рукописях XV столетия. Рукописные книги наполняются огромным количеством иллюстраций, например: «Великие Четьи-Минеи» – сводный многотомный труд художников, организованных митрополитом Макарием (в один из томов вошла «Христианская топография» Козьмы Индикоплова, ГИМ), или Лицевой летописный свод с его 16 000 миниатюр на темы исторические, жанровые, военные и т. д. В 1564 г. дьяконом кремлевской церкви Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол», ему предшествовала анонимная первая русская печатная книга – Евангелие 1556 г. Печатные книги вызвали к жизни гравюру на дереве – ксилографию – и способствовали развитию различных стилей орнамента и разного характера инициалов и заставок. Неовизантийский, балканский, старопечатный орнамент – во всех стилях проявилась народная фантазия, в которой еще живы были отзвуки полуязыческих представлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем также:

Пирамида Микерена
Третьей величественной пирамидой в некрополе Гизы является пирамида Микерена, сына Хефрена и внука Хеопса. Разумеется, пирамида Микерена не могла быть выше пирамид предков, поскольку это было бы явным непочтением. Небольшая пирамида Микер ...

Аллегория зрения
Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земн ...

Принятие росписей Владимирского собора в постсоветской России
Владимирский собор был расписан масляными красками по штукатурке. Эта техника оказалась недолговечной и собор скоро потребовал реставрации Уже 27 апреля 1898 года Нестеров рассказывает в письме Турыгину следующий эпизод. «Последнюю недел ...