Сайт о культуре и искусстве

Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

Другое » Основы культурологии » Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

Страница 2

Все майа были религиозны. Мир в их представлении был сложным образованием, наводненным священными силами. Творцом всего сущего они считали бога Хунаб Ку. Он имел сына Ицамну (господина небес и верховного бога – основателя жречества), отождествляемого с солнцем (порядком, теплом, светом, мужским началом).

Согласно мировоззрениям майа боги и человек должны взаимно заботиться друг о друге. Боги дают людям жизнь, здоровье, богатство и счастье, а люди должны давать им свою энергию и кровь.

Отсюда идея об исключительной важности любой формы жертвоприношений. Ими могли быть цветы, пища, любимые животные и украшения, произведения искусства и ароматические смолы – все, что только дорого сердцу. Более серьезным видом жертвы считалось прокалывание языка щек и губ колючей проволокой или женская кровь. Майа были убеждены: раны в теле человека служили проходом сверхъестественных сил и предков в мир людей. С их помощью передавалась энергия звезд и светил на землю. Так достигалась реальная взаимосвязь и единство уровней космоса и земного сообщества.

Более жестокие жертвоприношения – ритуальные убийства и каннибализм – совершались в особо критических случаях (природные катаклизмы, политические события, эпидемии). Ритуал каннибализма осуществлялся лишь с одной целью – обрести достоинства умершего.

К повседневным ритуальным действиям относились воскурение душистых растений, молитвы, посты (воздержание от соли, перца, мяса и секса), исповеди (публичные рассказы о грехах с целью очищения души), культовые танцы и песни.

Наука и искусство.

Храмы были настоящими научно-исследовательскими центрами древних майя.

Основы математики, астрономии, письменности майя переняли у ольмеков. Наблюдение за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета расположения цифр при записи больших чисел.

Майя определили продолжительность года и период обращения вокруг земли; с необычайной точностью предсказывали затмение луны и фазы Марса.

Их календарная система включала 269-дневный счет по 13 дням недели. Появилась астрология.

Майя развили и обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами.

Таким образом, майя создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность.

Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения – Парижский, Дрезденский, Мадридский.

Особый интерес представляют книги пророчеств жрецов ягуара. Это рассказы о мировых эрах, о грядущих событиях и катастрофах. Народ майя сумел сберечь свою устную литературу – песни и молитвы, пророчества и заговоры. Литература майя знакомит со своеобразным мышлением этого народа. Выше холодного разума и сухого расчета они ставили чистоту и благородство человеческого сердца, служение божественным проявлениям Вселенной.

Музыка. Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их обыденной мирской и ритуальной жизни. Сохранились инструменты майя и их изображения – это бубенцы, погремушки, барабаны, флейты, свистки. Музыка и пение сопровождали танец. Нам известен танец воинов, длящийся целый день, танец «старых женщин», исполняющийся на раскаленных углях. Чаще всего танцы носили ритуальный характер.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Начало грандиозного строительства
версаль королевский франция садовый зал Просто так королевские и царские резиденции не строятся никогда. Для этого, как минимум, необходим каприз венценосной особы, подкрепленной определенной решимостью и (желательно) казной. Для создани ...

Живописцы Барбизонской школы
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку ...

Недостатки цифровой живописи
Сложность освоения. На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие с ...