Сайт о культуре и искусстве

Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

Другое » Основы культурологии » Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники

Страница 1

культура религия искусство общества

Культура народов Майя – особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники.

Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация майа (3000 г. до н.э. – XVI в н.э.). Этот народ, обладающий гениальными творческими способностями, называют одним из самых выдающихся на планете. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».

Историю и культуру народов майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:

· Период формирования (1000 г. до н.э. – 317 г. н.э.)

· Древнее царство (217–987 гг. н.э.)

· Новое царство (987 гн. э.-XVI в.).

Согласно преданиям, майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод – до своего прихода сюда майа уже обладали единой и древней культурой.

Новая территория майя имела форму треугольника. Тогда появилась еще одна специфическая черта майя – расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот как повсюду.

Майяские города-государства (самые крупные и известные из них – Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль) были средоточением власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Города становились центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики.

Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме.

Вокруг него находились дворцы жречества и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один – пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).

На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями.

Во главе города-государства стоял халач-виник (великий человек). Его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной.

Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшали изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.

Костюм подчеркивал священный вид халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины камней и перьев. Множество ремней, браслетов, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.

Майяская знать называлась амельхенами (от слова амельхоноб – тот, кто имеет оба имени – по отцу и по матери). Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери – только матери; кроме того человек имел имя, данное ему от рождения, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).

Простолюдины делились на две группы:

· Зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники.

· Рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголовники.

Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятия по преимуществу было земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали дороги между городами («белые дороги»).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Панки
Немыслимое «рванье» и прочие атрибуты «стиля бунтарей» создала одна английская провинциалка, которой очень не хотелось прожить жизнь напрасно. Сегодня она суперзнаменита - Вивьен Вествуд, «королева панка», одна из самых талантливых модель ...

Карнавал и маскарад как типы культуры
Под маскарадом мы понимаем особый тип культуры, генетически связанный с народной карнавальной культурой, в частности, смеховой культурой Средневековья и Ренессанса, во многом на нее ориентирующийся (причем такая принципиальная ориентация ...

Музыка
Изучение древнерусского фольклора так же важно для понимания исторической основы русской музыки, как и для адекватного подхода к русской поэзии. Русская песня имеет свои мелодические, гармонические и ритмические особенности. Некоторые др ...