Культура народов майя: особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники
культура религия искусство общества
Культура народов Майя – особенности политической и социальной организации, достижения науки и техники.
Наиболее оригинальной и высокоразвитой среди мезоамериканских цивилизаций считается цивилизация майа (3000 г. до н.э. – XVI в н.э.). Этот народ, обладающий гениальными творческими способностями, называют одним из самых выдающихся на планете. Леман назвал майя «самой завораживающей из всех цивилизаций древней Америки».
Историю и культуру народов майя принято делить на три основных периода, границы между которыми весьма подвижны:
· Период формирования (1000 г. до н.э. – 317 г. н.э.)
· Древнее царство (217–987 гг. н.э.)
· Новое царство (987 гн. э.-XVI в.).
Согласно преданиям, майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод – до своего прихода сюда майа уже обладали единой и древней культурой.
Новая территория майя имела форму треугольника. Тогда появилась еще одна специфическая черта майя – расширение земель шло от периферии к центру, а не наоборот как повсюду.
Майяские города-государства (самые крупные и известные из них – Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль) были средоточением власти и культуры. Они имели свою схему застройки. Города становились центрами ремесленного производства, отмеченного настоящим расцветом расписной керамики.
Ядро (ритуальная, храмовая зона) располагалось на холме.
Вокруг него находились дворцы жречества и знати (амельхенов). Обычно это были монументальные дворцы из камня и извести в один – пять этажей, расположенные на террасах и платформах, фасадом ориентированные на восток. Они имели свои алтари, бани, были обставлены простой, но удобной мебелью (кроватями из прутьев, деревянными и каменными скамейками, столами и ширмами).
На периферии, у подножья холма располагались деревянные двух- и четырехкомнатные хижины простых горожан, крытые пальмовыми листьями.
Во главе города-государства стоял халач-виник (великий человек). Его власть была наследуемой, пожизненной и неограниченной.
Чтобы подчеркнуть избранность и исключительность правителя, воплощения божественных сил на земле, его лицо украшали изощренной татуировкой, нос с помощью пластического вещества наращивался до размеров огромного орлиного клюва, зубы затачивались и украшались нефритовыми пластинками, а мочки ушей прорезались и вытягивались с помощью индюшиных яиц.
Костюм подчеркивал священный вид халач-виника. Он был украшен блестящими цветными узорами из раковин, древесины камней и перьев. Множество ремней, браслетов, наколенников имело священные узелки, талисманы и амулеты. Его головной убор, оформленный в виде животного, должен был символизировать тесную связь с богом.
Майяская знать называлась амельхенами (от слова амельхоноб – тот, кто имеет оба имени – по отцу и по матери). Мужчины простого происхождения носили только имя отца, а дочери – только матери; кроме того человек имел имя, данное ему от рождения, и имя, характеризующее его внешний вид (прозвище).
Простолюдины делились на две группы:
· Зависимые, но лично свободные земледельцы, рабочие, ремесленники.
· Рабы, не принесенные в жертву богам пленные, должники и уголовники.
Низшие люди составляли соседскую общину, сообща владея землей. Их занятия по преимуществу было земледелие и птицеводство (индейки, утки). Они возводили пирамиды и дворцы, прокладывали дороги между городами («белые дороги»).
Рекомендуем также:
Письменность и язык
Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная харап ...
Владимиро-Суздальская архитектура
Самостоятельная и очень яркая владимиро-суздальская архитектурная школа сложилась в Северо-Восточной Руси. ,
Из построек, возведенных в 50-х гг. ХII в. две дошли до наших дней. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Эт ...
Искусство
Период XVI – XVII вв. наиболее богато представлен архитектурными памятниками. До нашего времени сохранились пагоды, гробницы, дворцы, храмы, триумфальные ворота, различного рода общественные здания и, наконец, жилые дома этого периода. С ...