Сайт о культуре и искусстве

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Страница 1

Архитектура. С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей. В частности, оно проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом и культовом зодчестве. При этом новое строительство вначале развивалось главным образом под влиянием неоклассицизма, трансформировавшего в себе изобразительные элементы позднего барокко. Для перенесенного на белорусскую почву модифицированного классицизма были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, увлечение галереями, портиками с колоннами, весьма своеобразное соединение в импозантных фасадах ритмической регулярности архитектонических форм с изысканными декоративными украшениями. Типичными в этом плане являются дворец П. Румянцева-Задунайского и собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине, дворцовый комплекс в Снове (Несвижский район), Жилицкий дворец (Кировский район) и некоторые другие сооружения. В первой трети XIX в. модифицированный классицизм впитывал также реминисцентные черты промежуточных стилей – рококо и ампира с их внешними парадностью и утонченной декоративностью, пластикой, демонстрируя «цитаты» из прошлых художественных эпох.

В начале и середине XIX в. были разработаны новые планы развития для более чем 40 белорусских городов. Произошел поворот к плановой застройке, прямоугольной системе планировки и обязательному строительству общественного центра. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г. В нем предусматривались уничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новая застройка города вдоль Свислочи. Уже к середине XIX в. площадь Минска увеличилась почти в три раза.

Стандартные проекты строительства жилых и общественных зданий были более выгодны с точки зрения экономии средств. За короткое время, согласно проектам Н. Львова, В. Стасова, А. Мельникова, М. Кларка и других известных архитекторов, в городах появились симметричные кварталы, прямые улицы и прямоугольные площади, возникли ансамбли центров, были построены здания губернских и поветовых правлений, судов, почтовых станций, таможен и др. Значительно увеличилось число многоквартирных кирпичных домов. Среди объектов архитектуры той эпохи выделялись гостиные дворы, административные и торговые сооружения (губернские дома в Минске и Витебске, торговые ряды в Гродно, Новогрудке, Поставах). Наиболее видными представителями неоклассицизма среди белорусских зодчих являлись Б. Захаревич, А. и П. Макаревичи.

Почти полной перестройке подверглись Брест и Бобруйск. Здесь были сооружены мощные крепости. К сожалению, в ходе строительства и реконструкции Брестской крепости (1830–1840-е гг.) было разрушено немало исторических памятников старого Бреста.

В сельской местности сохранялось деревянное зодчество. Существовали разные виды поселений и застроек: деревня, село, местечко, фольварк, усадьба, имение. Типичная помещичья усадьба включала дом с флигелями, прилегающий парадный двор, ворота, оранжерею, сад, конюшню, амбар. Приобрели популярность зимние сады и оранжереи (Освея, Полонечка). Крестьянский деревянный дом, как правило, представлял собой небольшое вытянутое прямоугольное в плане помещение из бревен, бруса, дылей, имевшее два или три помещения.

Значительные изменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство костелов, а униатские храмы закрывались или перестраивались под православные. Соответственно возрастало влияние русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного зодчества. Наиболее значительным памятником классицизма в культовом строительстве стал собор Иосифа (Могилев, 1780–1798, архитектор Н. Львов), построенный в память о состоявшейся в Могилеве встрече Екатерины II с австрийским императором Иосифом II. Расписал собор известный русский художник В. Боровиковский.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Выдающийся актер
Не смотря на обилие его персонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим ...

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

Песчанская икона Божией Матери
Среди русских богородичных икон существует немало великих чудотворных образов, сыгравших в свое время решающую роль в исторических судьбах России. К таким избранным Богом иконам относится и Песчанский образ Пресвятой Богородицы. Судьба ...