Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Среди белорусских зодчих, завоевавших известность уже в начале XX в., выделялся уроженец Пинска Иван Желтовский (1867–1959), который принимал участие в застройке Москвы. За заслуги в области градостроительства ему в 1909 г. было присвоено звание академика архитектуры. Творчество Желтовского отличало сочетание новых композиционных приемов и форм с видоизмененными элементами постклассицистического стиля. Мастер преподавал в высших учебных заведениях Москвы и создал целую школу архитекторов-новаторов.
Распространившийся в конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в отечественной архитектуре – в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а также в пейзажно-парковом искусстве. Романтические парки украшались нарядными аллеями, искусственными «руинами», затейливыми мостиками, зеркальными прудами, ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадами водопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизм пробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.
Архитектуре XIX – начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольное соединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродить неоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и с новым декоративным стилем – модерном. Последний использовался передовыми архитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектические подходы нашли свое выражение в более или менее удачном построении частных домов, общественных зданий и целых архитектурных комплексов. Но допускались и весьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм, малосовместимых извлечений из разных стилей.
В архитектурном облике городов произошли заметные перемены, связанные со строительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо и вокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Б крупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключались электричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а в Витебске – трамвай (1898). Разбивались парки и сады. Строились более крупные частные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовали гостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».
Технический прогресс в строительстве был связан с использованием новых для того времени материалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетных конструкций.
Рекомендуем также:
Функции витража в архитектурном ансамбле
Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество ...
Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...
Металлисты
Это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в конце 1970-х. Слово "металлист" — русское, производная от слова "металл" с добавлением заимствованного латинского суффикса "-ист" ...