Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Среди белорусских зодчих, завоевавших известность уже в начале XX в., выделялся уроженец Пинска Иван Желтовский (1867–1959), который принимал участие в застройке Москвы. За заслуги в области градостроительства ему в 1909 г. было присвоено звание академика архитектуры. Творчество Желтовского отличало сочетание новых композиционных приемов и форм с видоизмененными элементами постклассицистического стиля. Мастер преподавал в высших учебных заведениях Москвы и создал целую школу архитекторов-новаторов.
Распространившийся в конце XVIII – первой половине XIX в. романтизм проявился и в отечественной архитектуре – в неоготических сооружениях (кричевский и косовский дворцы), а также в пейзажно-парковом искусстве. Романтические парки украшались нарядными аллеями, искусственными «руинами», затейливыми мостиками, зеркальными прудами, ажурными беседками, тенистыми павильонами, укромными гротами, каскадами водопадов (гомельский, логойский, жилицкий, совейковский парки). Романтизм пробуждал интерес к национальным особенностям возрождавшейся культуры.
Архитектуре XIX – начала XX в. отчасти присущ стилевой эклектизм – несколько произвольное соединение разных художественных элементов. Некоторые зодчие пытались возродить неоготику, неоклассицизм, неорусский стиль, сочетать их между собой и с новым декоративным стилем – модерном. Последний использовался передовыми архитекторами и самостоятельно при создании примечательных строений. Эклектические подходы нашли свое выражение в более или менее удачном построении частных домов, общественных зданий и целых архитектурных комплексов. Но допускались и весьма несовершенные композиционные смешения конструктивных форм, малосовместимых извлечений из разных стилей.
В архитектурном облике городов произошли заметные перемены, связанные со строительством заводов, фабрик, рабочих поселков, железнодорожных депо и вокзалов (минского в 1874 г., брестского в 1896 г., могилевского в 1902 г.). Б крупных городах прокладывались водопровод и канализация, подключались электричество и телефонная связь. В Минске была пущена конка (1892), а в Витебске – трамвай (1898). Разбивались парки и сады. Строились более крупные частные дома, магазины, гостиницы. Так, в Минске в начале XX в. действовали гостиницы «Европа», «Европейская», «Гарни», «Париж», «Швейцария».
Технический прогресс в строительстве был связан с использованием новых для того времени материалов (бетона, железа, проката, чугуна), а также многопролетных конструкций.
Рекомендуем также:
Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново»
Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) - известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью ...
Правовое регулирование охраны культурного наследия
Отношение к культурному наследию приобретает все более идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в п ...
Символизм
В конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. первоначально в литературе, затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию – возникло художе ...