Сайт о культуре и искусстве

Градостроительство Парижа в XVII- XVIII вв

Другое » Градостроительные преобразования Парижа XVIII–IX вв. и характеристика ансамбля Лувра » Градостроительство Парижа в XVII- XVIII вв

В период абсолютистской монархии (XVII в.) в Париже создавались великолепные архитектурные сооружения, осью которых стала Сена и почти параллельный ей главный правобережный диаметр Парижа: Лувр - Тюильри - площадь Конкорд (Согласия) - Елисейские поля - площадь Этуаль (Звезды, ныне Шарля де Голля). Прямые проспекты и улицы (Елисейские поля, эспланада Инвалидов), построенные по единому плану площади с регулярной застройкой (Вогезов, Дофина), здания, сооруженные в классическом стиле (Пантеон, церковь Инвалидов и др.), а затем в стиле ампир (Триумфальная арка, церковь Мадлен), придали новый масштаб и облик средневековому прежде Парижу, который медленно освобождался от тесных запутанных улиц с хаотичной застройкой. В XVII в. французские короли ведут беспрерывные войны, постепенно расширяя территорию страны. Не прекращаются религиозные распри и военные столкновения внутри страны между враждующими группировками из верхушки дворянства , теснящимися вблизи трона. И поэтому строительство военных крепостей, и укрепление городов - длительное время одна из важных задач французского градостроительства. Втjрым важным направлением было сооружение многочисленных замков французской знати (вокруг Парижа). Наиболее крупные работы ведутся по созданию Версаля и парадных ансамблей Парижа. Огромный загородный дворцовый и парковый комплекс, построенный в Версале в середине XVII в. по проекту Ленотра, Мансара и др., стал видимым символом великолепия и роскоши французского королевского двора. Этот комплекс имел и важное градостроительное значение, дав новый масштаб и стандарт для сооружения городских ансамблей в Париже и в других столицах (Тюильри - Елисейские поля в Париже) и обширных открытых площадей (Кокорд, Тюильри в Париже), широких бульваров и улиц. В Версальском дворце, как и в сооруженных примерно в это же время новых блестящих зданиях Парижа, возобладал новый для Европы архитектурный стиль - классицизм, величественный стиль абсолютистксих монархий, новое «возрождение» античности.

Середина XVIII в. В Париже начинается движение против монархии. Не ведется крупное строительство. Классицизм распространяется по Европе и Франции, в том числе, более широко [6, c. 89]. Новые рационалистические идеи просветительство. Популярные идеи Руссо, выдвигает тезис - «люди должны жить принципами рационализма, и вернуться к природе». Простые, ясные, классические формы архитекторы стараются подражать природе, планировку сделать естественной. Такие парки стали называться английскими. Основополагающие принципы архитектуры ось, симметрия.

В связи с углублением кризиса абсолютизма, во второй половине XVIII в. возникло направление так называемого просветительского классицизма. Он требует от городских построек разумной архитектурной логики, незамысловатости и непринужденности художественного образа. В атмосфере классицизма возводились небольшие строения. Они сочетали в себе небольшие уютные комнаты (Сент-Женевьев, ныне Пантеон в Париже, архитектор Ж. Ж. Суфло, см. илл.). В тот же период строились дворцы (Малый Трианон в Версале, архитектор Ж. А. Габриель, см. илл.), а также театры (Большой театр в Бордо, архитектор В. Луи, см. илл.), общественные здания (Военная школа в Париже, 1751—75, архитектор Ж. А. Габриель), различные утилитарные сооружения.

Рекомендуем также:

Главные художественные стили в искусстве конца XIX века
И академизм, и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра I, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовных начал. Извращается само понимание цели церков ...

Возникновение и понятие культуры
Культурология − наука о культуре. Базовый термин слово «культура» появилась в латинском языке, восходит к латинскому cultura и находится в оппозиции к термину natura – природа. Это понятие первоначально обозначало «возделывания», «к ...

Русские сезоны Дягилева и современный балет
В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живоп ...