Сайт о культуре и искусстве

После Гайдая

Другое » Георгий Михайлович Вицин » После Гайдая

ПРАВДА, в 1980 году режиссер Юрий Кушнерев попытался возродить легендарную тройку в картине «Комедия давно минувших дней». Да не просто возродить, а соединить ее в одном фильме с не менее известной гайдаевской двойкой, Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым — Остапом Бендером и Кисой Воробьяниновым из «12 стульев». Несмотря на то что за сценарий взялись Яков Костюковский и Морис Слободский (авторы «Операции «Ы», «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки»), результат получился… как бы это помягче… жалкий. Никулин от проекта отказался сразу, а оставшаяся «Великолепная четверка» напрягалась изо всех сил, но сделать «из ничего хоть что-нибудь» так и не смогла. Участие Вицина в этом провальном проекте можно объяснить, пожалуй, лишь одним — он чувствовал «актерский закат». И действительно, то ли возраст, то ли отсутствие материала, но за все 80-е — только 3 картины, которые удачами не назовешь.

Зато 70-е были его временем. В нашей стране популярность киноартиста часто определяется количеством «крылатых фраз», пущенных им с экрана в народ.»Утром деньги — вечером стулья!» («12 стульев»), «Романтизьму нету, выпить не с кем» («Не может быть»), «А ну быстро все по пещерам!» («Земля Санникова»), «Йес, йес… ОБХСС!» («Джентльмены удачи») — это все Вицин. И как апогей популярности — приглашение стать гостем телекабачка «13 стульев» поэтом, паном Одиссеем Цыпой.

Вместе с другими популярными артистами гастролировал по стране с программами «Товарищ КИНО» и сборными концертами. На одном из таких, выходя со сцены, столкнулся с молодой певицей, стоявшей за кулисами: «А я за вами наблюдаю, Георгий Михайлович, учусь у профессионала чувствовать сцену и публику», — сказала артисту Алла Пугачева. В 1990 году они вновь оказались рядом — в «последнем списке» на звание народного артиста СССР, который успел подписать Горбачев перед Беловежской Пущей.

Последний раз Вицин снялся в кино в 1994-м, в одном из первых отечественных «ужастиков»: «Хагги-Траггер». Иногда выступал на сборных «юморинах» в бывшем Театре киноактера — шутил, что зарабатывает на корм бездомным собакам.

Животных действительно любил безумно. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда ОН выходит «на кормление», и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Одна птичка все время кричала: «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!», а про собаку Вицин на полном серьезе сообщал, что та умеет говорить «мама».

Вот таким он был, серьезный клоун советского кино, книголюб и скульптор (оба увлечения — с юности), йог и мудрец. Суть смешного, по собственным словам, он понял только к восьмидесяти годам: «Смех — это великое… Смеяться — естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека» .

Сам Георгий Михайлович о своих ролях рассказывать не любил – играл, мол, себе, и играл . Но вот о партнерах не забывал. «Кто сегодня вспомнит Юру Медведева? А ведь какой он артист был!» – не раз повторял Вицин. Зрители театра им. Ермоловой, где артист служил с 1937 года, всегда толпились у окошка кассы: «Дайте билет на спектакль с Вициным». При явной худобе и негеройском телосложении он пользовался совершенно невероятным успехом у женщин. Особенно привлекал зрительниц неудачливый жених Миша Бальзаминов (кинофильм «Женитьба Бальзаминова», 1964 год). Образ безуспешно пытавшегося влюбиться Миши Бальзаминова получился не столько комедийным, сколько драматическим. Провинциальный русский дворянчик, но с неизбывной вселенской грустью в пронзительно-глубоких глазах и пластичный, как танцовщик с балетных подмостков. В каком-то смысле его Бальзаминов повторился в образе незадачливого парикмахера в комедии «Неисправимый лгун». Георгия Вицина действительно можно было представить в роли князя Мышкина (говорят, его кандидатура рассматривалась Иваном Пырьевым). Мышкиным артист не стал, но сыграл Гоголя в фильме «Белинский» (1951) у великого Григория Козинцева.

По мнению врачей, чрезмерное увлечение йогой в результате негативно отразилось на здоровье актера. 22 октября 2001 года после тяжелой болезни Народный артист Советского Союза ушел из жизни.

В последние годы Вицин не снимался. Негде было и не в чем. Жил на пенсию, не ругая старую власть и без панегириков в адрес новой. Дома занимался дыхательной йогой, а на улицу выходил в темных очках и длинном пальто, чтобы не узнавали. Он редко бывал на праздниках и театральных мероприятиях, но зато ежедневно выходил в арбатский скверик прямо под окошком своей квартиры, где кормил голубей и дворняг. Его и правда мало кто узнавал. А с журналистами общаться не любил, всякий раз повторяя: «Так ведь я все забыл, да и стоит ли вспоминать?»

Рекомендуем также:

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса
Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса – одна из актуальных, имеющих принципиальное значение для понимания особенностей культуры Возрождения проблем. Роль античного наследия в формировании европейского Возрождения п ...

Литература древней Руси
Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение, сколько возмо ...