Сайт о культуре и искусстве

Особенность культуры средневековья

Другое » Средневековье как специфическая культурная эпоха » Особенность культуры средневековья

Страница 5

Главная зрительная особенность готической архитектуры - устремленность здания вверх. Готические соборы оставляют ощущение легкости, легкости при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатые своды. В романских зданиях каменный свод крыши было полукруглым и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, стены лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их легкими, насытить самыми различными украшениями. В готических соборах множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутреннее устройство здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что эта одна и та же здание.

Каждый из соборов посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - подлинная энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 тысяч скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парме изображает осла в одежды монаха, читающего проповедь волкам. Бывали самые неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных по перевозке камней на строительстве. Виктор Гюго писал: «Книга архитектуры не принадлежала более духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа . В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры». [5]

В заключении, хочу сказать, что эпоха средневековья очень специфична и разнообразна. Она подарила нам множество культурных открытий, была богата литературой и искусством. Взгляд на Средневековье как на эпоху доминирования духовенства и аристократии в немалой мере опирался на то обстоятельство, что основной массив письменных текстов, которые служат источниками для медиевистов, вышел из среды церковной и отчасти светской элиты. Основная же масса населения Европы, состоявшая по большей части из людей неграмотных - это существа "без архивов" и "без истории". Они лишь эпизодически и поверхностно упоминаются в хрониках и других документах, и историки Нового времени обращали на них едва ли больше внимания, нежели средневековые авторы. Во всяком случае, их, как казалось вплоть до второй половины XX столетия, вполне можно было игнорировать при анализе средневековой культуры. Последняя опиралась на религиозное сознание и была всецело им пронизана. Носителями религиозной культуры были прежде всего выдающиеся церковные мыслители, теологи, монахи и мистики. Именно в их творениях запечатлено миросозерцание Средневековья - эпохи веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем также:

Искусство Европы начала ХIХ века
В ХIХ веке происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII веке и просуществовало еще до середины ХХ столетия. Европейская культура не могла не реагировать на экономические и социальные изменения в обществе. И он ...

Сценарно-режиссёрская разработка музыкального фестиваля. Проблема недостаточной театрализации
Помимо вопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальными фестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки не н ...

Роль сми в продвижении чтения
Библиотеки в своей деятельности так или иначе обращаются к рекламе. Целями проводимых рекламных компаний являются: • Привлечение в библиотеку новых пользователей; • Привлечение читателей к более активному чтению; • Поиск новых партеров ...