Сайт о культуре и искусстве

Особенность культуры средневековья

Другое » Средневековье как специфическая культурная эпоха » Особенность культуры средневековья

Страница 3

Народная крестьянская культура послужила одним из важнейших источников прогресса средневековой культуры, начавшийся в XI в. и что выразилось в составлении городской культуры. В XI в. в Европе происходит быстрый рост городов. Их население состояло из самых решительных и найбунтивниших элементов общества: в города бежали крепостные - «воздух города делало свободным», меняли образ жизни некоторые феодалы, особенно обеднели. Новые виды занятий - торговля, ремесло - требовали активности, осмотрительности, порождали рационалистический подход к жизни. Горожане объединялись в коммуны, имевших органы самоуправления. Они и возглавляли борьбу за освобождение от феодала или монастыря, на землях которых стоял город. Эта борьба потребовала героических усилий и заняла немалый исторический срок, но увенчалась в результате успехом. Города стали опорой королевской власти в ходе образования централизованных национальных государств (за исключением Италии, где возобладал города-государства). [1]

Важным элементом подъема культуры в XI-XIII вв. было расширение образованности, выход ее за пределы исключительно духовенства. Организация городской жизни диктовала потребность в грамотных людях. Увеличивается количество школ, появляются городские, епископальные, а также частные школы. Постепенно возникает их специализация. Например, в Болонье были юридические школы, в Солерно - медицинские, признанным центром философии считался Париж.

Качественно новый этап в развитии системы образования - возникновение высших учебных заведений. В XII-XIII вв. возникают университеты (от латинского «универсум» - общность, совокупность). Во многом типична организация Парижской университета. Он получил королевскую грамоту в 1200 г. В его состав входили преподаватели, учащиеся, а также книготорговцы, посыльные, аптекари, даже шинкари. Преподаватели объединялись в особые организации - факультеты (от латинского «способность», способность излагать какой-нибудь предмет). В Парижской университете их было четыре: один «младший», на котором обучали чтению, письму и изучали «семь свободных искусств», и три «старших» - медицинский, юридический и богословский. Преподаватели выбирали раздел факультета - декан (от латинского - десятник). Ученики - студенты (от латинского «студере» - усердно заниматься) - слушали и записывали лекции, участвовали в диспутах. К XV в. в Европе было уже 60 университетов.

Оживлением интеллектуальной жизни в XI-XIII вв. оказалось в развертывании философских споров. Хотя господствующей был тезис «философия - служанка богословия», но надо учитывать, что для людей той эпохи она несла иное значение, чем для нас. Ведь только в Боге видели выше значения всего земного. По сравнению с многовековой практическим отсутствием философской мысли это был безусловный шаг вперед. Средневековая философия получила обобщенное обозначение - схоластика (от латинского «школа»). В схоластике складываются и борются несколько направлений. Одной из первых была дискуссия между номиналистами и реалистами. Номиналисты считали, что в действительности существуют лишь единичные вещи, доступные ощущения, а общие понятия - «универсалии» - только их обозначения. Реалисты отстаивали обратное.

Выдающимся представителем официальной церковной схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Он существенно развил католическое богословие, выработал общие принципы его отношение к природе и общества, что фактически сохранились до сегодняшнего дня. Он, в частности, активно использовал наследие Аристотеля. Учение Фомы Аквинского охватило буквально все стороны жизни. Высказывал он и экономические идеи, например о «разумной цене», которая должна соответствовать количеству затраченного труда. Все чаще звучали «свободные мысли», чтобы их отстаивать было нужно большое личное мужество. Тези Августина, которая царила веками, «верую, чтобы понимать» Пьер Абеляр (1079-1142) противопоставил тезис «понимаю, чтобы верить», утверждая приоритет разума. Его учение было объявлено ересью. Профессор Оксфордского университета, францисканский монах Роджер Бэкон (1214-1494) отстаивал важность опыта в получении знаний: «умение производить опыты стоит выше всех знания и искусства». За вольнодумство он был подвергнут церковному суду и провел в заключении 14 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Идеациональная культура
Первый тип – идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья. В соответствии с выделенными признаками ее глав ...

Художественные стили
Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм ...

Разработка творческих эскизов будущего изделия
Любую творческую работу лучше всего начинать с эскиза. Эскиз – это создание будущего произведения в миниатюре, и выражение его наиболее характерных черт. Миновать стадию эскиза в создании резного убранства изделия практически невозможно. ...