Сайт о культуре и искусстве

Особенность культуры средневековья

Другое » Средневековье как специфическая культурная эпоха » Особенность культуры средневековья

Страница 4

Из литературных жанров с городской культурой связан расцвет латиноязычный литературы. Ее яркое явление - лирика вагантов (так называли бедных введи - студентов, школьников), она отличалась свободомыслием, презрением ко всяким, в том числе церковных, авторитетов. Популярные были произведения сатирических жанров народными языках.

Помимо всего вышеперечисленного, особенностью культуры средневековья является и искусство раннего средневековья. Оно несет отпечаток переходности, в нем смешаны языческие и христианские мотивы. С потерей античных достижений основным стало декоративно-прикладное искусство.

О формировании определенного художественного стиля можно говорить примерно с X в. Тогда уже отчетливо проступала особенность средневекового искусства - ведущая роль в нем принадлежит архитектуре. Именно она отражает основные эстетические идеи, диктует вид живописи, скульптуры, является основой синтеза искусств. [6]

Стиль западноевропейского искусства Х - XII вв. получил название «романский». Он возник в монументальной каменной архитектуре, а в то время все каменные сооружения назывались римскими (Roma - Рим), в отличие от варварских - деревянных. На формирование нового стиля повлияли и уровень строительной техники того времени (значительный практический опыт был накоплен, но сложные инженерные приемы не использовались), и реалии политической жизни (ведущая роль церкви, укрепление земельных владений феодалов, непрерывные войны).

Наиболее характерные для романского искусства типы сооружений - замок (укрепленное жилище феодала) и храм, также очень прочный извне. Основой планирования романского храма стала римская базилика (в переводе - «царский дом») - обширное прямоугольное помещение, разделенное поперечными перегородками на несколько зал - нефов. Стены были массивными, тяжелыми, узкие окна располагались высоко над землей. Крыши сначала сооружали из дерева, но частые пожары заставили перейти к строительству каменных сводов. Перекрывать большие площади не умели, поэтому возводили дополнительные опорные столбы. Характерная деталь - в облике здания четко просматривается его конструкция и внутреннее устройство. Помещение украшали скульптурой и фресками. Для романского живописи характерны очень яркие, контрастные цвета. В Европе в XI в. наибольшей считалась церковь Клюнийського аббатства - резиденция ордена бенедиктинцев на юге Франции. До наших дней она не сохранилась, поскольку была разрушена в наполеоновские времена, когда романские постройки вовсе не ценились.

Всей Европой живым отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но немало выстояло и осталось почти нетронутыми. Сначала замок был деревянной башней (донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, забором и рвом. Выбирали неприступного, царившего бы над ландшафтом - гору, на краю обрыва, остров. Когда перешли к каменного строительства, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их устройства - в создании ряда препятствий для нападающих. Через ров, часто заполнен водой, в замок можно было попасть только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно внутри замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.

В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения, выражая свое отношение к варварской, как тогда прочитали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).

Самые яркие готические памятники - городские здания: ратуши и, главное, соборы. В ратуше концентрировалась деловая, практическая часть управления городом. Средоточием же всей общественной жизни, безусловно, был собор. Помимо основного назначения - проведение богослужения - здесь читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особо важные договоры. Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символ, по нему судили, город. Собор время бывал так велик, что его не могло заполнить и все население города. Готический собор Парижской Богоматери царит даже над современной столицей Франции, превосходя величием все построенное позже. Строительство могло длиться десятилетиями, а то и столетиями. Самый знаменитый долгострой - Кельнский собор, который заложили в XII в., А заканчивали по старинным чертежам уже в XIX в.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

История развития культурно-досуговой деятельности
Как известно, культурно-досуговая деятельность развивалась вместе с развитием общества, отвечая на все его исторические запросы. Рассмотрим историю развития культурно-досуговой деятельности, начиная от первобытнообщинного строя. В связи с ...

Истоки древнеегипетской культуры
В IV тыс. до н.э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. Культура ...

Материальная культура Египта
От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много – и практически ничего. Очень много – потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало – п ...