Коллекционирование в России
Особенной полнотой отличались собрания греческих, римских монет, произведений древней пластики, которые составляли собрание Якоба де Вильде.
Параллельно в это время происходит знакомство Петра с интереснейшими предметами искусства, собранными архитектором Симоном Схейнфутом и профессором Фридрихом Рюйшем, а созерцание «кабинета древностей» Николаса Шевалье было радостным и желанным для государя. Во время уже первой поездки, Петр I обратил внимание на аукционы, которые в последствии стали для него и его приближенных подспорьем для собрания коллекций.
Амстердамский антикварный рынок был одним из лучших и богатейших в Европе. Во время первого визита в Амстердам Петр интересовался всем, в том числе и восточными редкостями, с удовольствием знакомился с коллекциями Китайского фарфора, ост-индского оружия, японских диковинок выставленных в доме Ост-индской компании.
Русский царь старался не оставлять без внимания ни одного примечательного и необычного собрания редкостей, в которых в то время соединялись в одно и древности - «антиквиты», раритеты из мира природы, живопись и заморский фарфор, привозимый из далекого Китая. Известно, что в отличие от первой поездки, когда происходило знакомство с предметами искусства, во время второго визита, наряду с книгами, инструментами и редкостями из мира природы, царь старался скупать древности, предметы изобразительного и прикладного искусства, в том числе и фарфор.
Посещая города Европы, к началу XVIII столетия, Петр мог убедиться, что коллекционирование, собирательство и связанные с ними знания становятся важной частью культурного престижа. В Европе к тому времени уже существовала целая система «купли-продажи» различных современных и старинных предметов искусства.
Необходимо отметить и то, что ко второму визиту, нанесенному в Европу, государь уже заразился страстью коллекционирования. Естественно, что во время второй поездки внимание Петра сосредоточилось на пополнении своей частной коллекции антиквариата и картин. Приобретение раритетов происходило не только в «кладовых» известных деятелей, но и на аукционах. Так на одном аукционе, сопровождаемый голландцем Кселлем, Петр, по его совету, приобрел ряд картин.
Страстно любивший море и флот, Петр I отдавал предпочтение голландским художникам-маринистам. Наряду с картинами и Минеральным кабинетом Готвальда, приобретенным им в Дикциге в 1716-1717 годах, Петр покупал предметы прикладного искусства. Им были приобретены входившие в моду в Европе фарфоровые вазы и настенные тарелки для последующего украшения Монплезира и дворца в Петергофе. Курительные трубки, так называемые «Пипки», светильники, шкатулки и коробочки для всякой безделицы. В петровское время, по сути дела, собирательство можно уподобить созданию некой культурной платформы, на которой произросло русское коллекционирование, со своими традициями.
Широкие финансовые возможности, образование, привитый европейский вкус - вот те составляющие, которые в последствии дали уровень европейских коллекций и коллекционеров.
В европейской практике «коллекционный статус предметов определяет вовсе не их число и никоим образом не место их обитания, а исключительно заинтересованность их владельцев». В России же, где двух первых третей XVIII столетия такой традиции не существует, исследователь неизбежно вступает в область предположений.
Учреждение в Петербурге в 1757 году Императорской Академии художеств явилось одним из решающих факторов, предопределивших дальнейшую судьбу коллекционирования в России. Это событие стало первой ступенью в процессе постепенного утверждения в России европейской системы не только в художественном образовании, но и во взглядах на значение искусства.
В тоже время исследователи отмечают, что основное коллекционирование проходило в области художеств. Так, Н.Сиповская отмечает, что «в контексте коллекционирования фарфоровые вещи упоминаются крайне редко». В основном фарфор покупали, как исторические мемориалии. Так, например, в современных музейных собраниях находится более двух десятков уникальных произведений фарфора из юсуповской коллекции.
Во второй половине XVIII века складываются благоприятные условия для коллекционирования: достаточный уровень развития отечественной культуры и художественного рынка, теоретическая база в виде обширной и разнообразной литературы по различным областям знаний, возможность путешествовать по странам Западной Европы и знакомится с зарубежными коллекциями, иметь контакты с художниками, приобретать предметы на аукционах и у торговцев художественными произведениями и древностями. Образцом для коллекционеров были коллекции Екатерины II.
Рекомендуем также:
Великий художник экрана Чарли Чаплин
В двадцатые годы кино завоевало весь мир. Кинозрелище стало составной частью современной жизни, такой же повседневностью, как трамвай или газета. Но критерии и символы этой популярности в разных странах и в разные периоды были различны. Т ...
Театр как социальный институт. Функции театра в античном греческом обществе
Драма родилась в Греции в VI в. до п. э., когда окончательно установился рабовладельческий строй. Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию городов-государств (полисов), которые представляли собой общины свободных гражд ...
Хипстеры
По составу втянутых в орбиту этой субкультуры людей можно с уверенностью сказать - для хипстеризма не было ни расовых границ, ни социальных ограничений. В сороковые все те, кто «не с ними» по тем или иным причинам, мог c полным правом счи ...