Сайт о культуре и искусстве

Коллекционирование в России

Другое » Феномен коллекционирования » Коллекционирование в России

Страница 1

Отечественная история коллекционирования предметов изобразительного искусства имеет долгую историю.

Коллекционирование в России, и в частности в Петербурге, было вызвано не только социальными, экономическими, политическими, но, главное, новыми культурными потребностями молодой столицы.

Первоначальная и значительная роль в привитии вкуса к коллекционированию в России принадлежит Петру Первому. В допетровской России понятия коллекция или коллекционирование не существовало.

Прикладное искусство (исторические и художественные ценности) собирали с XI в. Церковные реликвии, княжеские и боярские дары и пожертвования хранились в ризницах монастырей и соборов: ризнице Троице-Сергиевой лавры, Московской Патриаршей ризнице в Кремле. С XY в. появляются частные коллекции (в собрании игумена Иосифа Волоцкого были иконы Андрея Рублева). На Российских собраниях долго лежала печать Средневековья: русские князья и цари не столько коллекционировали, сколько копили в своих сокровищницах дорогие изделия художественного ремесла, подарки иностранных государств, родовые реликвии, предметы старины и отдельные диковины. Росла и крепла Москва при Иване III, присоединившего к Москве непокоренный Новгород. Оттуда было вывезено триста возов «злата и серебра» и драгоценных камней. Вещи там были уникальными, так как Господин Великий Новгород являлся одним из богатейших городов того времени. Торговые отношения с западом обогащали купцов, которые умели копить и ценить уникальные изделия. Но ценились они не с точки зрения искусства - как в Европе, а с точки зрения вложения капитала, создания, как бы сказали сейчас, купеческого имиджа.

При Иване III по свидетельству иностранцев, в казну забиралось все золото и серебро, ввозимое в Россию. Даже у своих же послов, возвращавшихся домой, отбирали полученные ими в дар драгоценности, так как на Руси в те времена не было своего золота и серебра, а так же драгоценных камней, только в северных реках добывали жемчуг.

Следует добавить, что все эти предметы не были застывшими хранилищами, куда только стекались специально изготовленные или приобретенные изделия прикладного искусства и драгоценности. Здесь все время наблюдалось определенное движение. Порой отсюда забирали вещи для подарков, для вкладов в монастыри, чаще для государева обихода в дни торжественных обедов или приема иностранных послов. Иногда, в особых случаях, как пишет историк В.Ключевский, придворные вельможи могли получить за определенную плату во временное пользование золотую или серебряную посуду.

Все вышесказанное говорит о том, что в России не существовало коллекционирования. Вещи хранились, использовались, жили, бытовали.

Все эти сокровища хранились на территории Кремля. Вплоть до начала XVIII столетия главнейшей сокровищницей московских князей и царей русских оседали в основном в четырех различных хранилищах: Казне, или Казенном дворе; Постельной казне или Мастерской палате, как она стала называться еще в конце XVI века; конюшенной казне; Оружейной палате, которая и дала впоследствии название музею в Москве. Оружейная палата упоминается уже в документах первой половины XYIв. Там изготовлялось и хранилось оружие и доспехи. Возглавляли Оружейную палату представители боярских фамилий: Вяземский, Пушкин, Хитрово. Государственные регалии, троны, парадная одежда, драгоценные сосуды, изготовленные в Кремле в Золотой, Серебряной, Образной, Царициной и Государевой Мастерской палатах, а также привезенные из стран Западной Европы и Востока, вначале хранят не в Оружейной палате, а на Казённом дворе близ Благовещенского собора. Парадное конное убранство помещалось в Конюшенной казне у Боровицких ворот.

Большое значение для появления коллекций и коллекционеров сыграли первые поездки Петра I за пределы России (1697-1698 и 1715-1717 года). Они способствовали тому, что в России стали появляться старинные европейские и восточные произведения искусства, «древности». Все это и привело впоследствии к значительному интересу богатых слоев российского общества к данным предметам, а, следовательно, к зарождению коллекционирования в России.

Несмотря на занятость решением дипломатических вопросов в Европе, Петр старался уделять внимание поиску и приобретению предметов старины. Так Петр проявлял большой интерес к собирательской деятельности бургомистра Амстердама Николаса Витсена и казначея Адмиралтейства Якоба де Вильде. Для государя были увлекательными собрания античных монет и предметы искусства, хранящиеся в коллекциях Николаса Витсена.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Эпоха "Труса"
Но тут начался второй период творчества Вицина - "эпоха Труса". Его хрупкая и субтильная фигура возникла рядом с Бывалым - Моргуновым и Балбесом - Никулиным, создав нелепую сатирическую троицу, высмеивающую пороки общества. Кажд ...

Футуризм в живописи
Загадочное слово авангард! В течение многих десятилетий оно было своего рода символом «буржуазного искусства», «идеологического мышления», «кризиса творчества». Подобные характеристики, еще совсем недавно распространяемые в нашей публицис ...

Отражение аккадской мифологии в литературных текстах
Проблема разграничения шумерских и аккадских литературных памятников существует и по сей день. За ней стоят вопросы соотношения шумерской и аккадской литератур, степень зависимости последней от первой, в конечном счете – проблема происхож ...