Сайт о культуре и искусстве

Скульптура Греции эпохи эллинизма

Другое » Скульптура Древней Греции » Скульптура Греции эпохи эллинизма

Страница 2

Все сказанное никак не означает, что эпоха эллинизма не оставила великих памятников искусства. Более того, она создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недосягаемыми образцами — Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Эти прославленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.

Города греческой метрополии в 3—2 веках до н. э., утратив былое политическое и экономическое значение, продолжали оставаться признанными художественными центрами, в том числе Афины. Искусство там не застыло на мертвой точке, хотя и не меняло своего характера так радикально, как в новых поселениях диадохов, где оно сталкивалось с иными, местными, традициями и иным образом жизни. В бассейне Средиземноморья, в Малой Азии и на островах Эгейского архипелага эволюция от эллинского искусства к эллинистическому протекала более органично. Классическая традиция не омертвела, она обладала потенциями саморазвития. Крупнейшим центром эллинистического искусства был Пергам, а также остров Родос — единственное государство, сохранившее республиканский строй. В Родосе была воздвигнута грандиозная статуя Гелиоса (Колосс Родосский) высотой 30 метров, потом разрушенная землетрясением; ее изваял Харес, ученик Лисиппа. Впоследствии Плиний, описывая эту статую, добавлял: «В том же самом городе находится сто других колоссов меньше этого, но каждый из них прославил бы всякое место, где бы он ни стоял».

Очевидно, родосскому мастеру принадлежит прекраснейшая из монументальных статуй — Ника Самофракийская. Когда-то крылатая богиня стояла, трубя в рог, на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба. Складки одежды трепещут, развеваются, а спереди ветер прижал влажную ткань к телу богини, облекая и обрисовывая ее стан, устремленный вперед. Перед статуей Ники начинаешь понимать, что истинная монументальность не требует никаких упрощений формы, тончайшая проработка фактуры лишь подчеркивает титанизм этого мощного, радостного тела. Нельзя было изваять такую статую, не опираясь на опыт Скопаса и Лисиппа, но, может быть, сами они не смогли бы ее создать: в ней есть новое чувство широты мира, огромности пространства, слиянности с природой.

Статуя Афродиты, традиционно называемая Венерой Милосской, была найдена в 1820 году на острове Мелос и сразу получила всемирную известность как совершенное создание греческого искусства. Эту высокую оценку не поколебали многие позднейшие находки греческих подлинников — Афродита Милосская занимает среди них особое место. Исполненная, по-видимому, во II веке до н. э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви. Эллинистические афродиты чаще всего восходили к типу Афродиты Книдской Праксителя, делая ее чувственно-соблазнительной, даже слегка жеманной; такова, например, известная Афродита Медицейская. Афродита Милосская, обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении. Русский писатель Глеб Успенский нашел удачное выражение: идеал «распрямленного человека», уже одно созерцание которого выпрямляет душу. Скульптор, видимо, следовал больше Фидию или его ученику Алкамену, чем Праксителю. Можно думать, что он сознательно хотел, поднявшись над сегодняшним днем, воскресить дух фидиевской высокой классики, не поступаясь тем, что было достигнуто уже после Фидия,— изысканной обработкой поверхности мрамора, свободной постановкой фигуры в пространстве. И победа художника оказалась полной: в его творении слышен «умолкнувший звук божественной эллинской речи».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Гончарство и глиняная игрушка
До начало 20 века на территории, ныне входящей в Челябинскую область, основное ремесло занятий было связано с обработкой древесных материалов (древесины, прутьев, лыка, бересты), глины, растительных волокон (льна, конопли), волокон животн ...

Искусство Эдгара Дега
В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда стоял человек, в то время как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли. Большой почитатель Энгра, он придавал исключительное значение ри ...

Фанк
«Фанк» появился в черных гетто Америки и практически возвращал к временам «зут», когда одежда становилась главным признаком преуспевания для черной молодежи. В основу «фанка» был положен уличный имидж «сутенера» в криминальных «черных» ра ...