Сайт о культуре и искусстве

Скульптура Греции эпохи эллинизма

Другое » Скульптура Древней Греции » Скульптура Греции эпохи эллинизма

Страница 4

К концу II века до н. э. Пергамское царство, как и другие эллинистические государства, вступает в полосу внутреннего кризиса и политического подчинения Риму. Падение в 146 году до н. э. Карфагена было переломным событием; Рим завладел и Грецией, до основания разрушив Коринф. Монархия Селевкидов в Сирии сохраняла лишь призрак самостоятельности. В 30 году до н. э. в состав Римской державы вошел Египет. В этот позднеэллинистический период культура всех этих государств уже не приносит столь богатых плодов, поскольку они сходят на положение римских провинций, хотя Александрия еще несколько веков, вплоть до арабского завоевания, оставалась хранителем культурных сокровищ античного мира.

Так же как искусство греческой архаики не следует оценивать только как первые предвестия классики, так и эллинистическое искусство в целом нельзя считать поздним отголоском классики, недооценивая того принципиально нового, что оно принесло. Это новое было связано и с расширением кругозора искусства, и с его пытливым интересом к человеческой личности и конкретным, реальным условиям ее жизни. Отсюда, прежде всего, развитие портрета, индивидуального портрета, которого почти не знала высокая классика, а поздняя классика находилась лишь на подступах к нему. Эллинистические художники, даже делая портреты людей, которых уже давно не было в живых, давали им психологическое истолкование и стремились выявить неповторимость и внешнего и внутреннего облика. Не современники, а потомки оставили нам лики Сократа, Аристотеля, Еврипида, Демосфена и даже легендарного Гомера, вдохновенного слепого сказителя. Удивителен по реализму и экспрессии портрет неизвестного старого философа - как видно, непримиримого страстного полемиста, чье морщинистое лицо с резкими чертами не имеет ничего общего с классическим типом. Раньше его считали портретом Сенеки, но знаменитый стоик жил позже, чем был изваян этот бронзовый бюст.

Выше уже упоминалось о такой черте, как любопытство к житейским подробностям, к разнообразным сценкам и типам повседневного быта. Начинают охотно изображать детей, слуг, стариков, иноземцев, неимущий люд. Хотя подобные статуи и статуэтки больше скользят по внешним признакам, чем проникают вглубь, все-таки это тоже новое слово, сказанное эллинистическим искусством. К тому же не все произведения этого рода являются «типажными», есть и такие, которые согреты чувством,— можно назвать терракотовую статуэтку «Старый учитель», исполненную аттическим мастером.

Впервые предметом пластики становится ребенок со всеми анатомическими особенностями детского возраста и со всем очарованием, ему свойственным. В классическую эпоху маленьких детей если и изображали, то скорее как миниатюрных взрослых. Даже у Праксителя в группе «Гермес с Дионисом» Дионис мало похож на младенца по своей анатомии и пропорциям. Кажется, только теперь заметили, что ребенок — совсем особое существо, резвое и лукавое, со своими особенными повадками; заметили и так пленились им, что самого бога любви Эрота стали представлять ребенком, положив начало традиции, утвердившейся на века. Пухлые кудрявые малыши эллинистических ваятелей заняты всевозможными проделками: катаются на дельфине, возятся с птицами, даже душат змей (это малютка Геракл). Особенной популярностью пользовалась статуя мальчика, дерущегося с гусем. Такие статуи ставились в парках, были украшением фонтанов, помещались в святилищах Асклепия, бога врачевания, а иногда использовались для надгробий.

Мы видим, как разнообразны художественные течения эллинизма: в одних продолжаются (и подчас возводятся на новую ступень) былые классические традиции, в других берут начало искания, которые будут подхвачены только в следующие эпохи. Нужно упомянуть еще одно прославленное произведение мастеров родосской школы, относящееся уже к 1 веку до н. э.,— скульптурную группу «JIaoкоон». Ее сюжет почерпнут из сказаний о Троянской войне и очень впечатляюще изложен в «Энеиде» римского поэта Вергилия. Думали даже, что скульптура иллюстрирует текст Вергилия, но, по-видимому, она ему предшествует: «Энеида» была написана позже. Троянский жрец Лаокоон подвергся страшному наказанию богов, покровительствовавших грекам, за то, что убеждал своих сограждан не доверять грекам и не вносить в город оставленного ими деревянного коня («Бойтесь данайцев, дары приносящих!»). За это боги наслали на него громадных змей, задушивших сыновей Лаокоона и его самого. Скульптура изображает отчаянные и явно напрасные, усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы, неотвратимость гибели очевидны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Сад святилища Хэйан-дзингу
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который ...

Усадебные комплексы
Старинные усадьбы - это и природный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк - это составная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет и символическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растени ...

Сад камней
Китайцы считали, что в Восточном море есть острова бессмертных, главный из которых называется Хорай. В поисках этих островов они приплывали и в Японию. Связывая легенды об этих островах с идеей буддистского рая, люди стремились создать в ...