Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования
Однако, несмотря на расширение сферы деятельности ученых в области изучения народной хореографии, танцевальный фольклор продолжает оставаться на периферии фольклористики. Наука о танце по-прежнему тяготеет к описательности. Попытки аналитического подхода, как правило, возникают на частном материале, чего, к сожалению, не избежал и автор данной статьи. Эта проблема связана с тем, что теория и эстетика танца в российской науке находятся в зачаточном состоянии, стадии зарождения теоретических и методологических принципов этнохореологии. Однако уже сейчас в общеэстетических трудах по фольклору и исследованиях ученых-хореологов танец справедливо утверждается как существенный и полноправный компонент народного искусства. Учеными до сих пор не выявлена до конца система научных понятий, не выработаны принципы систематизации и классификации танцев, нет общей методики кинетографирования танцевальных движений. Кроме того, усилия исследователей не скоординированы и не объединены, а это ведет к диспропорции в изучении танцевального искусства народов России и стран СНГ. Хотя в последние два года работа по координации усилий в теоретико-методологическом и практическом изучении народного танца активизировалась, что проявилось в выходе ряда работ: коллективной монографии, исследований отдельных авторов. Однако, есть и такое положение вещей, как полная ненаучность танцевального искусства, в частности, искусства некоторых народов Сибири, к каким можно причислить и сибирских татар.
Для рассмотрения народного танцевального искусства сибирских татар нам пришлось обратиться к работам ряда исследователей, чтобы определить общие подходы к изучению, обработке впервые собранного материала. В частности, речь идет о работах С.С. Лисициан, в которых разработаны наиболее применяемая методика кинетографирования танцев, методы сбора материала, дана характеристика танцевального фольклора Армении. Интересны в методическом плане и работы М.Я. Жорницкой и С.Ф. Карабановой, которые выявляют разную интенсивность развития танцев у различных народов Сибири. У эскимосов, коряков, хантов, ительменов, якутов значительного уровня развития достигло танцевальное искусство, а у ненцев, селькупов, кетов оно было в зачаточном состоянии. Этими авторами собран и обработан обширный материал, который выявил наличие, кроме бытовых, игровых и других видов танцев, и ритуальные пляски шаманов. Шаманы широко использовали обрядовые пляски, бытовавшие у народов Сибири еще в глубокой древности, некоторые из которых восходят к древним пантомимам, носившим ритуальный промысловый характер. Названные исследователи также отмечают, что традиционные танцы народов Сибири носили в основном подражательный характер, выявляют в танцевальной культуре почти каждого народа Сибири хореографические традиции других народов, что свидетельствует об их этнокультурных связях.
Так, в работе В.З. Савина предлагается методика работы с "косвенными источниками" по воссозданию утраченных черт народной хореографии, делается попытка создания "теоретической модели" шорского танца на материале "косвенных источников", классифицируется собранный материал, выявляется тенденция сходства шорской хореографии с танцами сибирских татар.
Сбор материала и его анализ потребовал от автора точной фиксации движений, мизансцен, описания места исполнения, связанных с ними атрибутов, а также музыкального сопровождения данных танцев. Для этого была использована методика записи танцев С.С. Лисициан, являющаяся на сегодняшний день самым большим достижением в данной области науки и применяемая очень многими исследователями на практике вот уже более 50 лет.
Основу данной работы составляют материалы, собранные в рамках экспедиций Омского государственного университета в 1989-1991, 1995-1996 гг. в Омскую и Новосибирскую области. В течение этого времени автором статьи были осуществлены выезды в места компактного расселения в Тарский район Омской области, а также в Барабинский, Куйбышевский, Чановский районы Новосибирской области.
На основании анализа всего комплекса литературы, прямо или косвенно относящейся к теме исследований автора, а также изучения собранного автором полевого материала можно сделать некоторые общие выводы (пока предварительно в связи с незаконченностью исследовательских работ и сбора полевого материала). В силу специфичности хореографического искусства многое из сокровищницы народного танцевального творчества, по мнению ' большинства исследователей, безвозвратно ушло, а то, что осталось, либо забывается молодым поколением, либо стилизуется и обобщается до неузнаваемости отдельных специфических черт локальных групп. В последнее время появляются в Западной Сибири, в частности в Омске, фольклорные танцевальные коллективы, в танцевальных постановках которых видна тенденция к использованию общетатарских танцевальных элементов, в том числе элементов поволжских татар, и отсутствию в постановках исконных элементов татар Западносибирского региона. Поэтому сохранение народного танцевального искусства сибирских татар обусловлено настоятельным требованием времени.
Рекомендуем также:
Дворец Меншикова
Адрес: Университетская наб., 15
Часы работы: 10:30-16:30
Выходной день: понедельник
Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга, возведение которых началось после блестящей победы, одержанной ру ...
Храмовые комплексы в Египте
Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила шир ...
Библиотеки, издатели, книгораспространители: вместе или порознь
Практика показала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере, на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы, как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже - не м ...