Сайт о культуре и искусстве

Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования

Другое » Татарский танец » Традиционная народная хореография сибирских татар: предварительные результаты исследования

Страница 1

У танца, как ни у какого другого вида искусства, есть качества, способствовавшие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков: в форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать эти навыки более ярко и эмоционально, нежели любым иным способом. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев. Костюмы и музыкальные инструменты также являются источником при изучении материальной и духовной культуры. Кроме того, данные хореографического искусства, сопоставленные с археологическими, фольклорными материалами и литературно-этнографическими сведениями прошлого и настоящего, позволяют более точно представить и понять этнические, в том числе этнокультурные контакты. Вот поэтому все эти аспекты принимались во внимание при изучении народной хореографии тарских и барабинских татар Западной Сибири, чье танцевальное искусство до сих пор не изучено этнохореоведами, этнографами и фольклористами. В этом, кстати, и состоит главная особенность исследуемой темы - ее неразработанность, которая определяет научную значимость данного исследования. Автором данной работы вводится новый материал, описывается, кинетографируется по системе С. Лисициан, делается сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографии, определяются основные черты хореографии сибирских татар на основе изучения полевых и "косвенных" источников. Исходя из этого, конечной целью предыдущих исследований явилось установление существенных черт народной хореографии сибирских татар, выявление этнокультурных связей и локальных особенностей бытования определенных форм хореографии.

В результате проделанной в течение 7 лет работы автором данной статьи решен ряд конкретных задач. Во-первых, дана общая характеристика танцам барабинских и тарских татар Западной Сибири; во-вторых, закинетографированы 4 танца и 13 игр тарских татар и более 15 танцев и 5 игр барабинских татар; в-третьих, классифицированы бытовавшие в настоящее время и ранее бытовавшие танцы данного этноса; в-четвертых, определены наиболее типические черты народной хореографии сибирских татар, проведен сравнительно-исторический анализ традиционной народной хореографии Западной Сибири с танцевальным народным искусством русских, поволжских татар, башкиров, якутов, ительменов, хантов, манси, казахов.

Комплекс решаемых задач определил объект исследования - народное хореографическое творчество сибирских татар, и, кроме того, выделил предмет исследования - особенности пластической культуры данного этноса и сравниваемых с ним других народов. Проблематика и задачи данной статьи находятся в русле тех исследований, которые разрабатывают проблемы изучения, сохранения, развития культурных ценностей, традиций, накопленных народами на протяжении их жизни, поэтому автором используются данные различных отраслей знаний, что считается им особо важным для формирования теоретико-методологической основы настоящей работы (1).

Что касается работ современных отечественных фольклористов, хореографов и этнографов, то планомерное выявление и сбор материалов по танцам населения Сибири и Дальнего Востока начались сравнительно недавно - в 1950-х годах нашего века. Но по традиционной народной хореографии народов европейской части нашей страны проводились исследования и в дореволюционной, и в послереволюционной время латышскими, молдавскими, армянскими, белорусскими учеными, исследователями, практиками и энтузиастами своего дела. За последние же полтора десятка лет интерес к танцевальному фольклору усилился во много раз, что во многом связано с идеей комплексного изучения фольклора, анализ в его функциональной и художественной целостности, а также с тем, что за этот отрезок времени собран такой объем первичной информации о народом танце многих этносов, что возникла необходимость в систематике и обработке этого материала. Изучением танцевального фольклора занимается немало отечественных ученых, практиков, собирателей-энтузиастов. Среди них признанные авторитеты, внесшие большой вклад в науку о народном танце, такие как Н.М. Бачинская, Т.Б. Бадмаева, М.Я. Жорницкая, С.Ф. Карабанова, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, А.В. Руднев, Х.Ю. Супа, Т.С. Ткаченко, Ю.М. Чурко и другие.

В последнее время стали появляться работы таких исследователей, как В.З. Славина (по танцам шорцев), Г.Х. Тагирова (по танцам поволжских татар), Л.И. Нагаевой (по танцам калмыков), Л.Г. Лукинов (по танцам Якутии), А. Фомина (теоретико-типологические разработки), которые постоянно расширяют географию исследований, охватывая материал танцевальных культур большинства народов России.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная культура первобытного общества
Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад: · Палеолит: § Нижний § Средний § Верхний (поздний) · Мезолит · Неолит Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э. Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э. Железный век начало 1-го тыс. до н.э. ...

Роль религии
Религиозные воззрения древних египтян — та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла в из верований и мировоззрения других культур Древнего мира — ...

Терапия от застенчивости
Гоша Вицин с детства не любил экзамены, причем в любом виде. Что может быть неприятнее вопросов, на которые ты обязан отвечать. Все равно кому — учителю, начальнику, милиционеру или журналисту. В классе, скрываясь от строгого взгляда преп ...