Сайт о культуре и искусстве

Богородицкий дворец-музей и парк

Другое » Дворцово-парковые ансамбли России » Богородицкий дворец-музей и парк

Страница 1

Музей расположен на территории усадьбы конца ХVIII в., некогда принадлежавшей графам Бобринским. Музейные объекты ансамбля - дворец с 14 экспозиционными залами площадью 670 кв.м., 49 гектаров пейзажного парка и въездная башня. На заре русского классицизма на месте развалившейся Богородицкой крепости, срубленной еще в 1660-х гг., по проекту тогда только начинающего архитектора Ивана Егоровича Старова строится один из значительных загородных ансамблей. Заказчицей выступила сама Екатерина Великая. Летом 1773 года закладывается первый камень в основание Богородицкого дворца. Двухэтажный дом на высоком цокольном этаже, украшенный легким бельведером, эффектно поставлен на холме над запруженной рекой Упертой. Весной 1774 году в нескольких десятках метров от дворца по проекту Старова закладывается усадебная Казанская церковь.

В композицию ансамбля зодчий включил и многоярусную башню – колокольню в стиле петровского барокко, возведенную по проекту неизвестного архитектора в первой половине ХVIII в. Башня замкнула перспективу протянувшейся почти на полверсты главной березовой аллеи, избранной Старовым в качестве подъездного пути к ансамблю. Одновременно башня стала парадными воротами во двор и звонницей усадебной Казанской церкви. В середине 1780-х гг. изысканное классическое творение И.Е. Старова талантливейший россиянин А.Т. Болотов окружил романтическим пейзажным парком, снискав себе славу искусного ландшафтного архитектора.

Ратуя за “сады собственные и изобретенные самими нами и когда б называть мы их стали российскими”, Андрей Тимофеевич по оригинальному проекту создал небывалый доселе в отечественной провинции парк, диковинами которого можно было “впрах разлюбоватъся”. Как театральные декорации, сменяли друг друга затейливый грот, нагромождения камней, каскады прудов, каверзные шутихи, “меланхолическая” и “смеющаяся” сцены. Талантом безвестных мастеров были созданы рукотворные пейзажи, радующие глаз и услаждающие слух. Былое великолепие “чуда здешних мест”, которое два века назад заслуживало “отвлечь путешественника с прямой его дороги . осмотреть красоты сего места, достойные любопытства”, сохранили лишь акварели и рисунки паркостроителя и его сына.

Посаженные в середине XIX в. в центральной части парка липовые и лиственничные аллеи до сегодняшнего дня считаются его лучшими уголками. Время и нравы позднейших поколений не сберегли в нетронутом виде “чуда здешних мест”: в послереволюционные годы погиб питомник, один из лучших в губернии, вырубались ценные деревья, загрязнялись пруды и ломались мостики, уродовались дорожки, а “парк стал доступен всякому животному”. Точнейшая реставрация парка бессмысленна и невозможна. Работы по его возрождению ведутся с начала 1970-х годов: санитарные рубки, новые посадки в местах погибших деревьев; восстановление лестничных сходов от дворца к пруду (сам пруд в 1997 году спущен), террас, дорожек, в том числе дороги к храму. В 1989 году на территории парка его создателю поставлен памятник (скульптор А.И.Чернопятов).

В декабре 1941 года, при отступлении, немецкие войска разрушили дворец практически до основания. В июле 1967 года началось его восстановление. В 1975 году было вынесено решение, открыть в реконструируемом здании дворца музей, и в октябре 1988 года Богородицкий дворец-музей начал свою работу.

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

Это один из крупнейших музеев страны и один из самых известных за её пределами. По проекту выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова на самом севере Тульской области в 1892 году был построен ставший с первых лет своего существования музеем знаменитый «Дом над Окой». Территория музея-заповедника включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с. Бехово, а также усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, с/х угодья.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Златоустовская гравюра на стали
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, ...

Врубель Михаил Александрович
Именно на фоне органичности нестеровских образов особенно наглядной представляется надуманность врубелевского вопроса. Имеется в виду кочующее из исследования в исследование утверждение, что эскизы Врубеля обязательно должны были быть при ...

Музыка
Разделенные в XIV веке, музыка и поэзия начинают сближаться в XV веке благодаря расцвету песни при дворе герцогов Бургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. Сложившаяся здесь франко-фламандская школа полифонистов повли ...