Сайт о культуре и искусстве

Дворцово – парковые ансамбли России

Другое » Дворцово-парковые ансамбли России » Дворцово – парковые ансамбли России

Страница 1

Дворцово-парковые ансамбли и дворянские усадьбы - это особая культурная среда России XVIII-XIX вв., явление сложное, многомерное. Среди основных направлений изучения русской дворянской усадьбы можно выделить историческое, генеалогическое, архитектурное, искусствоведческое. Но не менее важно рассмотреть вклад усадебных комплексов в структуру и разнообразие культурного ландшафта. Под культурным ландшафтом понимается конкретная территория с определенными природными условиями, в течение длительного времени осваиваемая человеком, необратимо изменившим ее в результате своей хозяйственной, социальной и интеллектуально-духовной деятельности.

Усадебный природно-культурный комплекс - это один из примеров, когда воздействие человека на ландшафт является проявлением высокой культуры. Даже сейчас, когда многие усадьбы уничтожены полностью или находятся на грани уничтожения, сохранившиеся фрагменты усадебных комплексов составляют неотъемлемую часть пейзажа, включаются в понятие исторической составляющей современного ландшафта.

Царицыно

Цари́цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно».

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два выдающихся архитектора — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.

Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.

Местность, ставшая впоследствии Царицыном, известна с конца XVI века. Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень. Желание выявить натуральную красоту сочетания камня и кирпича, отказ от отделки штукатуркой были необычными для того времени решениями: так уже никто не строил; Баженов в этом пошёл против канонов эстетики классицизма. Но такое решение находило оправдание в замысле царицынской увеселительной резиденции как «каприза».Дворец Екатерине не понравился, она приказала многое переделать и новым архитектором был назначен М.Казаков. Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью наподобие классических руин. В 1927 году в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. К этому же времени году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне.

Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и «Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков. Работы осуществлялись в 1958—1961 годы.

Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка; восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики. В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова. Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах; воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Полемика в прессе
Все исследователи отмечают, что первые отзывы о церковной живописи Васнецова появились в конце 90-х годов XIX века, сразу после окончания росписи Владимирского собора в Киеве. Так, газета «Русские ведомости» в № 270 от 30 ноября 1898 года ...

Хараппская культура
Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как древний Египет и Месопотамия, а в ряде отношений превосходившая их. Раскопки в долине Инда у ...

Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"
Музей-памятник "Исаакиевский собор" - один из наиболее значительных художественных музеев России, пользующийся известностью во многих зарубежных странах. Исаакиевский собор - уникальный памятник отечественной архитектуры и один ...