Сайт о культуре и искусстве

Поиски образа «Мирового Христа»

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Поиски образа «Мирового Христа»

Михаил Васильевич Нестеров много размышлял над образом Господа Иисуса Христа.

Его понимание христианства косвенно проявилось в житейском эпизоде. Решался вопрос о том, где будет воспитываться рано осиротевшая дочь Нестерова Ольга. Он пишет сестре, что хочет, чтобы его дочь «окружало мирное спокойствие и чтобы сердце её воспитывалось в самом добром, вполне христианском духе» Из многочисленных образцов византийского искусства он предпочитал мозаику в апсиде храма в Чефалу, в которой отмечал « мягкость выражения».

Но это понимание христианства как благости, мира и покоя не означает слащавости и сентиментальности.

В письме к С.Н. Дурылину в 1923 году пишет о своем понимании значения картины А. Иванова «Явление Христа народу»: как «пламенного исповедания Ивановым пришедшего Христа Спасителя». Нестеров считал, что картина А. Иванова «одно из совершеннейших, гениальных живописных откровений, какое когда-либо было дано человечеству», при этом оно «убедительно и одинаково понятно как душам простым, так и тем, кто после многих сомнений и дум, житейской суеты подошёл к последней черте с открытыми для восприятия очами и самого простого, и самого мудрого и высокого, главного и неизбежного». Для Михаила Васильевича Нестерова чрезвычайно важным представляется внятность, доступность художественного образа всем, независимо от уровня интеллекта. Соблюдать этот принцип он стремился и при работе над росписями Владимирского собора.

В этом же письме М.В. Нестеров излагает своё понимание изображения лика Христа, как он уточняет, «русского» Христа. Живописцы минувших эпох создавали великие образы, служившие выражением веры народной. По мнению художника, для современных живописцев изображение Спасителя задача чрезвычайно сложная в силу духовной немощи их. Свои труды Михаил Васильевич оценивает достаточно сдержанно и выражает убеждение, что русские художники будущего смогут создать великий образ Спасителя. Нестеров видел в русской искусстве огромный потенциал, связанный с православной духовностью.

Рекомендуем также:

Народная словесность и литература
Во втор. пол. ХIII- перв. пол. XVI вв. зародилось и получило широкое развитие устное поэтическое творчество украинского народа. Оно развивал ось в условиях борьбы против феодального гнета и чужеземных захватчиков. Возникали и распространя ...

Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры
Духовной основой средневековья, отразившейся на всех сферах жизни, стало христианство. Оно обусловило главную особенность средневековой культуры – теоцентризм. Система официальных ценностей в эту эпоху определялась верой в триединого Бога ...

Научные и технические достижения культуры эпохи Нового времени
культура рационализм творчество европейский просвещение В эпоху Нового времени формировались мировоззренческие установки, идеалы и нормы науки, ориентирующие на решение практических задач. Ведущую роль в развитии науки XVII-XVIII вв. игр ...