Сайт о культуре и искусстве

Менандр. Биография и творчество

Другое » Образы девушек в комедиях Менандра » Менандр. Биография и творчество

Страница 2

Именно Менандру принадлежит заслуга создания комедии характеров. Он сумел соединить типическое с индивидуальным. Характер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, а глубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным, именно это определяет весь ход действия.

Язык Менандра – образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжает наметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь к моральному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами.

Менандр иногда отходит от комического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе». Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, что можно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».

Изображая мелкого и среднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые были прогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленьких людях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. Женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого.

Из комедий Менандра мораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.

Среди приемов, используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандра основывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереи традиционных масок, существовало традиционное художественное мышление, находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей, сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздо жизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективы для жанра.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Картина мира как культурологическая категория
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельно ...

Жизненный путь А.В. Прахова
Родился Адриан Викторович Прахов 4 марта 1846 года в г.Мстиславле Могилевской губернии. Немного позднее семья переехала в Петербург, где дети Праховых, Адриан и Мстислав, получили хорошее образование, закончив сначала классическую гимнази ...

Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование ...