Сайт о культуре и искусстве

Сады классицизма

Другое » Художественный ансамбль Версаля » Сады классицизма

Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на основе принципов регулярности и введения в него элементов ландшафта. Следствием было распространение принципов и приемов, выработанных в планировке Версаля на работы по реконструкции городов, прежде всего Парижа.

Французский садовый классицизм лучше всего рассматривать именно на примере Версаля. Следует отметить, что версальские сады не были единоличным творчеством одного садовода – Ленотра. Традиция приписывает всю планировку Версаля Ленотру, но известно, что в устройстве садов Версаля принимали участие и другие архитекторы – Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар.

В классицизме Ленотра преобладало зрительное начало. Сад был как бы продолжением дворца, а дворец – непременным центром сада, его частью. Отсюда разбивка сада по такому принципу, чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада. Пространство было открытым, не заслоненным. Самостоятельные участки сада построены вокруг резко подчёркнутой оси симметрии. Большие водные «партеры» как бы служили гигантскими зеркалами, увеличивавшими пространство. Е.В. Шервинский писал: «Версаль в исключительной полноте своего воздействия даёт образец наивысшего проявления приёмов перспективности, положенных в основу всего паркового устройства, а открывая дали в осевом (стержневом) направлении, создаёт впечатление безграничной глубины пространства «…» Ленотр в своём стремлении выразить идею недосягаемости королевской персоны придал Версалю выражение исключительной грандиозности. Всё творчества Ленотра шло в этом направлении, и перспективность явилась у него средством выражения принципа абсолютизма. Перспективность создавалась системой лучевых аллей…». Вся садово–парковая семантика Версаля служила тому же прославлению «короля солнца». Мифологии солнца были посвящены все садово-фонтанные скульптуры Версаля.

Ленотр планировал аллеи, расходящиеся как спицы колеса, вернее, как лучи солнца, а не под прямыми углами, как раньше. Это, с одной стороны, было символично, а с другой – открывало для глаз большие пространства. Здесь были велики цветочные посадки. Чтобы король не видел увядших цветов, их вносили и уносили в горшках. Ленотр имел до двух миллионов горшечных цветов, чтобы производить перемены «цветочных сцен», но эти цветы в горшках служили и для других королевских садов, между которыми они могли распределяться, перераспределяться и сосредотачиваться. Кольбер лично давал распоряжение адмиралу, командовавшему французскими судами в Средиземном море, разыскивать и доставлять редкие цветы. Особенно разыскивались сорта нарциссов-жонкиль и тубероз.

История создания Версаля ясно показывает связь устройства его садов с особым «садовым бытом» Классицизма. Многочисленные увеселения могли устраиваться внутри боскетов. Для зрителей были устроены садовые постройки с мраморными полами и зелёные лужайки. На длинном канале устраивались катания на гондолах.

Садовая символика Версаля была посвящена прославлению бога солнца Аполлона, ибо это был и символ самого «короля солнца» Людовика XIV, « все фигуры и украшения, которые можно было здесь видеть, не были расположены случайно, но в порядке их соотношения с солнцем или его олицетворениями ».

О системе расположения в Версале символов и аллегорий солнца Джулия Баррелл пишет: «… с южной стороны, например, цветочный сад подчёркивали в своём символическом значении статуи Флоры и её возлюбленного Зефира, а так же Гиацинт и Клития (гелиотроп), обращённые Аполлоном в цветы. Легенда о короле-солнце и вселенной отражалась в статуях времён года, зари, полдня, вечера и ночи, четырёх континентов и четырёх элементов – земли, воздуха, огня и воды. Фонтан Аполлона в основании канала представлял бога-солнце и его колесницу, возникающих из моря. Его возвращение после дневного путешествия к нимфам и к морской богине Тетис изображалось в гроте водоёма Аполлона. Мать Аполлона Латона и её сестра Диана поднимались из огромного бассейна, возвышаясь над «зелёным ковром». Три скульптурные группы, которые изображали купанье Аполлона, имели три различных местоположения, объясняемые расширением дворца и изменением в стиле садовой моды. Первоначально они были в нишах, инкрустированных раковинами в стиле Рококо, внутри мраморного павильона с северной стороны дворца. Это был грот Тетис – любимое место короля для музыкальных вечеров. Позднее фигуры были перенесены в один из боскетов, чтобы заместить – прихоть мадам де Монтеспан – три бронзовых фонтана, и в 1778 г., с общим признанием модных английских садов, скульптурные группы были перенесены, на этот раз в огромную искусственную пещеру в Английском парке Малого Трианона».

Рекомендуем также:

Символика цвета в общественной жизни Западной Европы
В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Во ...

Аллегория в западноевропейской живописи
В западноевропейской живописи аллегория встречается в творчестве самых разных великих художников: Беллини, Боттичелли, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Брейгеля, Рубенса, Браувера, Вермеера, Пуссена 1. И это вполне объяснимо. Обычно каждый из ...

Мир Поля Сезанна
Поль Сезанн (1839-1906) стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объе ...