Сайт о культуре и искусстве

Храмовые комплексы в Египте

Другое » В тени пирамид и храмов » Храмовые комплексы в Египте

Страница 1

Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву "Т". Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Отныне дом бога состоит из нескольких пилонов, открытых (перистильных) и крытых (гипостильных) колонных дворов и залов, построенных на одной прямой, завершающейся святилищем. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений – "маммиси". Все эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне.

Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, здесь жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. Потолок храма символизировал небесный свод, он был украшен изображениями звёзд и созвездий, ладьи Солнца, вокруг которой были изображены уреи (солнечные змеи) или огромные небесные грифы. В нижней части стены у пола храма были изображены растения, в первую очередь лотос, он возвышался над первобытным болотом и символизировал плодородие земли. Между "небом" и "землёй" египтяне покрывали стены барельефными картинами. На них изображались сцены ритуальных церемоний и обрядов. Мощные колонны, поддерживавшие свод храма, символизировали четыре столпа, на которых покоится небо. Форма этих опор напоминала стебли растений: папирус означал ежедневное обновление, лотос символизировал мир, рождённый из воды, само понятие "рождения". Эта космическая символика получила широкое распространение в позднюю эпоху.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Возрождение в славянских государствах Средней Европы
Славянские народы также испытали на себе влияние идей итальянского Ренессанса. Однако черты Возрождения проступили здесь весьма своеобразно. Наиболее органично ренессансная культура привилась в Далмации (современная Хорватия), имевшей да ...

Краткий очерк жизненного пути Наполеона Орды
Его произведения, отличающиеся строгой документальностью, являются ценнейшим источником, так как большинство запечатленных им объектов уже не существует или их внешний вид претерпел значительные изменения. Художественное наследие Наполеон ...

Рокеры
События 18 мая 1964 года в Брайтоне, когда во время столкновений «модов» и «рокеров» погибло несколько человек, немедленно привлекли к себе внимание со стороны прессы. Впервые «общество» заметило, что внутри него происходит уже нечто совс ...