Храмовые комплексы в Египте
Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.
К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.
Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву "Т". Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.
В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Отныне дом бога состоит из нескольких пилонов, открытых (перистильных) и крытых (гипостильных) колонных дворов и залов, построенных на одной прямой, завершающейся святилищем. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений – "маммиси". Все эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне.
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, здесь жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. Потолок храма символизировал небесный свод, он был украшен изображениями звёзд и созвездий, ладьи Солнца, вокруг которой были изображены уреи (солнечные змеи) или огромные небесные грифы. В нижней части стены у пола храма были изображены растения, в первую очередь лотос, он возвышался над первобытным болотом и символизировал плодородие земли. Между "небом" и "землёй" египтяне покрывали стены барельефными картинами. На них изображались сцены ритуальных церемоний и обрядов. Мощные колонны, поддерживавшие свод храма, символизировали четыре столпа, на которых покоится небо. Форма этих опор напоминала стебли растений: папирус означал ежедневное обновление, лотос символизировал мир, рождённый из воды, само понятие "рождения". Эта космическая символика получила широкое распространение в позднюю эпоху.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
Рекомендуем также:
Архитектура и изобразительное искусство
Противоречивые экономические, социально-политические и культурные процессы, происходившие на территории Беларуси в послеоктябрьский период, вызывали у революционно-романтически творческих работников стремление искать новые художественные ...
Культура России XIX – начала XX в
Каждое развитое общество представляет собой динамичное единство культуры и цивилизации. В российском обществе вплоть до конца XIX в. культура прогрессировала значительно быстрее цивилизации. Наиболее глубокие и впечатляющие изменения прои ...
Отношение к росписям современников
Благодаря деятельности А.В. Прахова росписи стали хорошо известны публике ещё до их завершения. Е.Д. Поленова в письме Васнецову В.М. из Москвы от 21 октября 1885 года пишет: «На днях приехал сюда Адриан Викторович и привёз Ваши эскизы, в ...