Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России
Новый мир начинался в свете мистических зорь. Везде шли разговоры о богочеловечестве, о теократии, о «третьем завете» и конце света. Поэты, художники, философы пытались проникнуть силой интуиции, прозрения за пределы знания, доступные опыту и рассудку. И в этом была своя жизненная логика. Несмотря на все мир предстояло постичь, как-то объяснить и вписаться в этот сложный с социально-психологической точки зрения круговорот событий.
Многих деятелей русского «серебряного века» отличала значительная непоследовательность, причем непоследовательность не только религиозного, эстетического или научно-философского плана, но и непоследовательность в их политических и общественных взглядах и устремлениях.
«Серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.
Как отмечал Н. А. Бердяев, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты предчувствовали не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Пророчества о приближающемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, царской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся мировой войны. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавлялись. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние. Но апокалипсическое настроение, ожидание грядущих катастроф у русских всегда связано и с великой надеждой» [1,164-165].
Рекомендуем также:
Глем
«Глем» фактически довел до предела развитие стиля «Модов», «Свингующего Лондона», «Психоделистов» и «Хиппи». Все эти субкультуры первыми выдвинули концепцию «unisex» (то есть смешения полов в молодежной культуре, когда подчеркивание «муже ...
Краткий очерк жизненного пути Наполеона Орды
Его произведения, отличающиеся строгой документальностью, являются ценнейшим источником, так как большинство запечатленных им объектов уже не существует или их внешний вид претерпел значительные изменения. Художественное наследие Наполеон ...
Произведения витражного искусства
Витражные композиции как характерные примеры сочетания света и цвета играли декоративную роль, и, по началу, архитектура здания не зависела от размера окон. Поскольку сначала строился каркас здания, а уж потом вставлялся витраж. Выполнялс ...