Сайт о культуре и искусстве

Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

Страница 1

Характерной чертой античной религиозности, неотделимой от суеверия, были бесчисленные обеты, которые римляне, как и греки, давали богам по любому поводу. Обеты давали и во время мора – на случай выздоровления, и находясь в опасном плавании или на войне - на случай благополучного возвращения. Богам обещали многочисленные жертвоприношения или оказать почести в какой- либо иной форме. Не только частные лица пытались таким образом расположить богов в свою пользу и добиться исполнения своих просьб – обеты давали и ради спасения государства от грозившей ему опасности. Существовали также жертвоприношения по обету, который от имени республики давали высшие должностные лица 1 января один раз в 5 или 10 лет. В эпоху республики обеты давали за процветание государства и его граждан. В эпоху империи обеты имели в виду благополучие ее верховного правителя. Впервые обращения к богам, подкрепленные обетами ради виднейшего из сограждан, имели место в Риме при Цезаре, а окончательно этот обычай утвердился при Августе.

Известно, что легат Цезаря, а затем консул Авл Гирций, сраженный тяжелым недугом, дал обед, поклявшись, что, если выздоровеет, отдаст свою жизнь ради блага народа; он твердо верил, что боги его услышат. И он исполнил свой обет, пав в бою под Мутиной год спустя, сражаясь против войск Марка Антония в 43г. до н.э. В письме к Аттику Цицерон вспоминает, как в 50 г.до н.э. жители и власти провинциальных городов- муниципеев возносили молитвы и давали обеты за исцеление Помпея Великого, страдавшего в то время от болезни (Письма Марка Туллия Цицерона, CCCXLVIII, 1). Речь шла о городах, где сильно было греческое влияние, ибо в самом Риме индивидуальных обетов, обращений к богам ради одного лица тогда еще не знали; к тому же, как подчеркивает Цицерон, это было проявлением лести и угодничества, неискренней, притворной преданности. С утверждением в Риме при императорах культа властителя подобные верноподданнические обеты стали обычным явлением.

В эпоху республики римские власти начали устраивать по обету публичные зрелища и игры – в благодарность богам и для развлечения населения. В 205г. до н.э. Публий Корнелий Сципион, одержав победу над карфагенянами в Испании, устроил в честь Юпитера игры в Риме на собственный счет; сенат вынес об этом специальное постановление (Ливий. От основания города, XXVIII, 38,14). Затем игры были повторены в 200 г. до н.э. после окончательной победы над Карфагеном. В дальнейшем видные римские полководцы из рода Корнелиев еще не раз проводили такие игры по обету в связи со своими победами в Испании и в Сирии. Примеру Корнелиев последовали Фульвии: в186 г. до н.э. Марк Фульвий Нобилиор возблагодарил богов за успехи своих войск в Эпире, устроив публичные зрелища. С начала II в. до н.э. зрелища и игры по обету могли длиться целых 10 дней. Понятно, что и в этом начинании, как и во многих других, полководцы и политики соревновались друг с другом, стараясь, чтобы устроенные ими зрелища выглядели как можно пышнее и привлекательнее.

Для того, чтобы сделать зрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней Азии – это подтверждает и Тит Ливий. Повествуя о блестящих играх, устроенных полководцем Марком Фульвием в 186г. до н.э. по обету, данному во время войны в Греции, историк пишет: «Из почтения к нему на эти игры явилось из Греции много артистов. В первый раз тогда смотрели римляне состязания атлетов и травлю львов и пантер; эти представления отличались почти таким же великолепием и разнообразием, как и в наш век».

В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над его противниками в самой Италии власти организовали игры, программа которых совпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. Спустя 10 лет игры по обету устроил в Риме Гней Помпей; игры эти проходили в конце октября и заняли 15 дней. За играми по обету тогда же последовали и официальные игры Победы. Такие же игры Победы состоялись в 46 г. до н.э. по случаю четырехкратной победы Цезаря: сенат почтил таким образом заслуги сенатора. В 19.г. до н.э., когда уже Октавиан возвратился в столицу после успешной военной экспедиции, день его возвращения был отмечен как государственный праздник, повторявшийся затем под именем Августалий; через 8 лет в их программу были включены массовые зрелища, а после смерти принцепса в 14 г.н.э. Августалии были внесены в официальный календарь как ежегодный праздник, справлявшийся 12 октября.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...

Сад Цубо
Это сугубо городское явление. Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы изме ...

Особенности белорусского Возрождения
Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы. Формирование условий, подготовивш ...