Сайт о культуре и искусстве

Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

Другое » Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации » Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

Страница 1

Характерной чертой античной религиозности, неотделимой от суеверия, были бесчисленные обеты, которые римляне, как и греки, давали богам по любому поводу. Обеты давали и во время мора – на случай выздоровления, и находясь в опасном плавании или на войне - на случай благополучного возвращения. Богам обещали многочисленные жертвоприношения или оказать почести в какой- либо иной форме. Не только частные лица пытались таким образом расположить богов в свою пользу и добиться исполнения своих просьб – обеты давали и ради спасения государства от грозившей ему опасности. Существовали также жертвоприношения по обету, который от имени республики давали высшие должностные лица 1 января один раз в 5 или 10 лет. В эпоху республики обеты давали за процветание государства и его граждан. В эпоху империи обеты имели в виду благополучие ее верховного правителя. Впервые обращения к богам, подкрепленные обетами ради виднейшего из сограждан, имели место в Риме при Цезаре, а окончательно этот обычай утвердился при Августе.

Известно, что легат Цезаря, а затем консул Авл Гирций, сраженный тяжелым недугом, дал обед, поклявшись, что, если выздоровеет, отдаст свою жизнь ради блага народа; он твердо верил, что боги его услышат. И он исполнил свой обет, пав в бою под Мутиной год спустя, сражаясь против войск Марка Антония в 43г. до н.э. В письме к Аттику Цицерон вспоминает, как в 50 г.до н.э. жители и власти провинциальных городов- муниципеев возносили молитвы и давали обеты за исцеление Помпея Великого, страдавшего в то время от болезни (Письма Марка Туллия Цицерона, CCCXLVIII, 1). Речь шла о городах, где сильно было греческое влияние, ибо в самом Риме индивидуальных обетов, обращений к богам ради одного лица тогда еще не знали; к тому же, как подчеркивает Цицерон, это было проявлением лести и угодничества, неискренней, притворной преданности. С утверждением в Риме при императорах культа властителя подобные верноподданнические обеты стали обычным явлением.

В эпоху республики римские власти начали устраивать по обету публичные зрелища и игры – в благодарность богам и для развлечения населения. В 205г. до н.э. Публий Корнелий Сципион, одержав победу над карфагенянами в Испании, устроил в честь Юпитера игры в Риме на собственный счет; сенат вынес об этом специальное постановление (Ливий. От основания города, XXVIII, 38,14). Затем игры были повторены в 200 г. до н.э. после окончательной победы над Карфагеном. В дальнейшем видные римские полководцы из рода Корнелиев еще не раз проводили такие игры по обету в связи со своими победами в Испании и в Сирии. Примеру Корнелиев последовали Фульвии: в186 г. до н.э. Марк Фульвий Нобилиор возблагодарил богов за успехи своих войск в Эпире, устроив публичные зрелища. С начала II в. до н.э. зрелища и игры по обету могли длиться целых 10 дней. Понятно, что и в этом начинании, как и во многих других, полководцы и политики соревновались друг с другом, стараясь, чтобы устроенные ими зрелища выглядели как можно пышнее и привлекательнее.

Для того, чтобы сделать зрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней Азии – это подтверждает и Тит Ливий. Повествуя о блестящих играх, устроенных полководцем Марком Фульвием в 186г. до н.э. по обету, данному во время войны в Греции, историк пишет: «Из почтения к нему на эти игры явилось из Греции много артистов. В первый раз тогда смотрели римляне состязания атлетов и травлю львов и пантер; эти представления отличались почти таким же великолепием и разнообразием, как и в наш век».

В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над его противниками в самой Италии власти организовали игры, программа которых совпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. Спустя 10 лет игры по обету устроил в Риме Гней Помпей; игры эти проходили в конце октября и заняли 15 дней. За играми по обету тогда же последовали и официальные игры Победы. Такие же игры Победы состоялись в 46 г. до н.э. по случаю четырехкратной победы Цезаря: сенат почтил таким образом заслуги сенатора. В 19.г. до н.э., когда уже Октавиан возвратился в столицу после успешной военной экспедиции, день его возвращения был отмечен как государственный праздник, повторявшийся затем под именем Августалий; через 8 лет в их программу были включены массовые зрелища, а после смерти принцепса в 14 г.н.э. Августалии были внесены в официальный календарь как ежегодный праздник, справлявшийся 12 октября.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Примеры развития промышленного дизайна в России
Развитие дизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента. Первый относ ...

Инструменты
Для резьбы по дереву применяют различной формы долота или стамески. Прямые стамески «а» с шириной полотна 3–30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе. Полукруглые стамески « ...

Споры о первооткрытии импрессионизма
В пору зрелости импрессионизма (70-е – 1-я пол. 80-х гг.) его представляли Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Мане, Эдгар Дегаи некоторые другие художники, объединившие ...