Сайт о культуре и искусстве

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Другое » Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Страница 4

Типичнейшим художником конца флорентийского кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро Филиппепи). Отчасти его искусство было возвратом к старому, доренессансному художественному языку. Современник Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело, он не принадлежал к славной эпохе Высокого Возрождения в итальянском искусстве.

После 1475 г. следуют все самые значительные произведения Боттичелли: «Весна»(«Primavera») и «Рождение Венеры»; к этому же периоду относятся не имеющие точной даты картины «Паллада и Кентавр», «Марс и Венера». Возможно, в образ Венеры Боттичелли вкладывает сложный философский смысл - слияние черт языческой телесной и христианской духовной красоты. Обращение Боттичелли к образам народной фантазии не случайно. Поэты круга Медичи широко использовали в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочетая их с «изящной» античной поэзией, латинской и греческой. «Паллада и Кентавр» - аллегория насилия, укрощенного мудростью. Вместо Афины Паллады (Минервы), воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Горгоны Медузы, Боттичелли изобразил Минерву Пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине - оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Изображая Кентавра, художник пользуется конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящейся ныне в Ватиканском музее. Но картина отличается от античных памятников тем, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и Кентавра, а «психомахию».

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В его искусстве нашли зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль; недаром его считали художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.

В 1509 г. папа Юлий II пригласил молодого Рафаэля для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура (комнаты подписей, печатей) являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Четыре фрески-аллегории изображают основные сферы духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории, знаменитых астрономов и математиков - Диоген, Сократ, Пифагор, Гераклит Эфесский. Образ Платона был навеян образом Леонардо, Гераклита - Микеланджело. Платон с Аристотелем, как и прочие античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. В росписи примыкавших к комнатам папы лоджий Ватикана Рафаэлю помогали ученики, работая по его эскизам и под его наблюдением. Рафаэль прибег к мотивам античных орнаментов, почерпнутых преимущественно из только что открытых античных гротов (отсюда название «гротески»). Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту (фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).

Венеция дольше хранит и верность традициям Ренессанса. Два великих художника высокого венецианского Возрождения – Джорджоне и Тициан. Джорджоне первый на венецианской почве обратился к мифологическим сюжетам. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры».

Тициан воспевает античность в своем творчестве. В цикле картин на мифологические сюжеты художник сумел почувствовать и, главное, воплотить дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Мариус Петипа – родоначальник реформ в русском балетном театре
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м – начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века. Этим он обяза ...

Символизм танца
Танец возник как форма существования и движения символов, которая соединяет в человеке субъективно-личное начало и одновременно отвечает его стремлению к целостности, объединению и единству. На заре человеческой культуры танец составляет ...

Питер Пауль Рубенс
В качестве еще одного примера рассмотрим картину великого живописца эпохи барокко Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды» 1618г (см. приложение 59). Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, де ...