Сайт о культуре и искусстве

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Другое » Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Страница 4

Типичнейшим художником конца флорентийского кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро Филиппепи). Отчасти его искусство было возвратом к старому, доренессансному художественному языку. Современник Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело, он не принадлежал к славной эпохе Высокого Возрождения в итальянском искусстве.

После 1475 г. следуют все самые значительные произведения Боттичелли: «Весна»(«Primavera») и «Рождение Венеры»; к этому же периоду относятся не имеющие точной даты картины «Паллада и Кентавр», «Марс и Венера». Возможно, в образ Венеры Боттичелли вкладывает сложный философский смысл - слияние черт языческой телесной и христианской духовной красоты. Обращение Боттичелли к образам народной фантазии не случайно. Поэты круга Медичи широко использовали в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочетая их с «изящной» античной поэзией, латинской и греческой. «Паллада и Кентавр» - аллегория насилия, укрощенного мудростью. Вместо Афины Паллады (Минервы), воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Горгоны Медузы, Боттичелли изобразил Минерву Пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине - оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Изображая Кентавра, художник пользуется конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящейся ныне в Ватиканском музее. Но картина отличается от античных памятников тем, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и Кентавра, а «психомахию».

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В его искусстве нашли зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль; недаром его считали художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.

В 1509 г. папа Юлий II пригласил молодого Рафаэля для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура (комнаты подписей, печатей) являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Четыре фрески-аллегории изображают основные сферы духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории, знаменитых астрономов и математиков - Диоген, Сократ, Пифагор, Гераклит Эфесский. Образ Платона был навеян образом Леонардо, Гераклита - Микеланджело. Платон с Аристотелем, как и прочие античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. В росписи примыкавших к комнатам папы лоджий Ватикана Рафаэлю помогали ученики, работая по его эскизам и под его наблюдением. Рафаэль прибег к мотивам античных орнаментов, почерпнутых преимущественно из только что открытых античных гротов (отсюда название «гротески»). Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту (фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).

Венеция дольше хранит и верность традициям Ренессанса. Два великих художника высокого венецианского Возрождения – Джорджоне и Тициан. Джорджоне первый на венецианской почве обратился к мифологическим сюжетам. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры».

Тициан воспевает античность в своем творчестве. В цикле картин на мифологические сюжеты художник сумел почувствовать и, главное, воплотить дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Фильмография Георгия Михайловича Вицина
Иван Грозный (1945) Белинский (1951) Композитор Глинка (1952) Запасной игрок (1954) Двенадцатая ночь (1955) Максим Перепелица (1955) Мексиканец (1955) Она вас любит (1956) Убийство на улице Данте (1956) Борец и клоун (1957) Дон ...

Значение Владимирского собора в истории страны и Церкви
Нестеров писал А. Бенуа 17 сентября 1896 года «В минувшем августе нам пришлось пережить памятные дни киевских праздников. 20 августа совершилось освящение Владимирского собора. Накануне была первая всенощная в соборе, всенощная, о которой ...

Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников
Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы. Здесь хочется подробнее останови ...