Сайт о культуре и искусстве

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Другое » Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса

Страница 2

Архитектура

В архитектуре, во всяком случае, в теории, следование античным образцам проповедовалось наиболее решительно. Фасад Сант Андреа в Мантуе задуман как мотив триумфальной арки, а внешний вид Сан Франческо в Римини, с торжественным повтором арок, вызывает в памяти арки римских виадуков.

Однако только наименее одаренные мастера становятся рабами античных образцов. В творчестве Дезидерно да Сеттиньяно, Антонио Росселино, Бенедетто да Майано античные элементы проявляются только в области орнамента и архитектурных деталей, в то время как у Бертольдо ди Джованни и братьев Поллайоло они продолжают играть главенствующую роль.

Постепенно в итальянское зодчество проникает античная ордерная система, постепенно вместо декоративного приобретая функциональное значение, как в архитектуре древних. Подчеркиваются и выделяются несущие и несомые части, колонны и антаблемент. Зодчие кватроченто приобщаются на примерах римских памятников к вопросам тектоники.

Филиппо Брунеллески завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор – в общем готическое здание, заложенное в 1295 г. Фонарь восьмигранного купола (диаметр которого 43 м – больше римского Пантеона) имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче, построенная Брунеллески между 1430 и 1443 гг., прямоугольная в плане, с шестью коринфскими колоннами на фасаде, с карнизом на парных пилястрах, с портиком, венчаемым сферическим куполом, - несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности. Главное в поздних замыслах Брунеллески – истинно римские масштабы в базиликах Сан Лоренцо и Санто Спирито, вдохновленных, возможно, раннехристианскими памятниками Рима.

Обратившись к использованию античного наследия, к ордерной системе, ренессансное зодчество явило собой новый этап в архитектуре. Античный элемент существенно повлиял и на сложение градостроительных принципов эпохи Возрождения, на разработку планировочных схем города и его основных элементов – площади и улицы. В поисках оптимальной формы города теоретической обработке подверглась, прежде всего, форма круга, рекомендованная античными авторитетами. Античный образец определил и концепцию площади Возрождения, понимаемую как форум. Улицу нового типа зодчие Возрождения также представляли себе наподобие античной, как архитектурно упорядоченное целое, - прямой, окаймленной портиками (ее ширина была равна высоте домов), желательно ориентированной на храм, общественное здание, дворец или городские ворота, а с середины XVI века – также на статую или обелиск.

Скульптура

Сильно переоцениваются масштабы воздействия античной скульптуры на пластику итальянского Возрождения, особенно на начальном этапе флорентийского Ренессанса. Свое вдохновение ваятели искали не столько в скульптуре древних – они ее почти не знали, - сколько в мелкой пластике – монетах, камнях, в произведениях прикладного искусства, содержащих в себе лишь отзвуки искусства монументального.

Если схематично представить развитие антикизирующих тенденций в скульптуре Возрождения, то рост этих тенденций будет ощущаться на протяжении всего XV в. Первой датированной бронзовой статуэткой Возрождения – копией с антика – является «Марк Аврелий на коне» работы Филарете (1465).

Ранее всего увлечения античной скульптурой проявились во Флоренции. Характерным примером служит творчество Бертольдо ди Джованни: его рельеф с изображением битвы является переработкой композиции, помещенной на древнем саркофаге.

Не менее сильно воздействие античной пластики ощущается и в творчестве мастеров, работавших на северо-востоке Италии – в Мантуе, Падуе, Венеции. Местные мастера повторяли античные образцы или претворяли монументальные мраморные статуи в изящные и изысканные бронзовые статуэтки.

Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики – круглой скульптуры, монумента, - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный как Донателло. Он решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в средневековье.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Народная словесность и литература
Во втор. пол. ХIII- перв. пол. XVI вв. зародилось и получило широкое развитие устное поэтическое творчество украинского народа. Оно развивал ось в условиях борьбы против феодального гнета и чужеземных захватчиков. Возникали и распространя ...

Строительство пирамиды Хеопса
Считается, что около 4000 архитекторов, художников, каменотёсов и прочих ремесленников выполняли подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 000 рабочих, которые см ...

Творческий путь Иоакима Георгиевича
С юношеских лет, в деятельности И.Г. Шароева органично слились музыка и режиссура, определив в дальнейшем все его творчество. После окончания ГИТИСа Иоаким Шароев работал режиссером в Татарском оперном театре, а в 1954 был принят в Больш ...