Сайт о культуре и искусстве

Художественные стили

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Художественные стили

Страница 2

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой.

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636-1711) в своем (Поэтическом искусстве), где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Его поэтика оказала влияние на эстетическую мысль и литературу ХVII-XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины ХVII века и неоклассицизм конца ХVIII - начала ХIХ вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594-1665). Он явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа (улучшенная), созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли (замерзшими скульптурами). Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен(1600-1682), в торжественных композициях которого (идеальные) пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве ХVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз – живописец Давид (1748-1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Давид – один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (ХVIII) и начинает новый (ХIХ).

Между двумя классицизмами – ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

Рококо зародилось в ХVII веке, а превратилось в господствующий стиль в ХVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо - порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин (рококо), произошедший от французского (рокайль) (букв.: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты – только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые (триумфы) и (туалеты). Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Культура Среднего царства
Культура Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания пре ...

История развития танца
Танец – совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Обращаясь к истории, мы обнаружим, что религиозное танцевальное действо происходило в стенах церкв ...

Выдающийся актер
Не смотря на обилие его персонажей, талант Вицина достоин большего и главную роль в его жизни он, к сожалению, так и не сыграл. По мнению его партнеров Моргунова и Никулина: "Вицин дьявольски талантлив и мы оба вместе взятые не стоим ...