Сайт о культуре и искусстве

Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Страница 2

Философ-материалист Дени Дидро (1713-1784), как и Руссо, был неординарной личностью. На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций, Энциклопедии). В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах и др. Составители (Энциклопедии) получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.

Появлению блестящей плеяды философов-просветителей предшествовал тот интеллектуальный переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский Бенедикт Спиноза (1632-1677) и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Декарт являлся не только философом, но и выдающимся ученым – математиком, физиком и физиологом. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения, сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Согласно воззрениям Спинозы мир – закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, – единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения (Богословско-политический трактат, 1670) и (Этика, 1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представлял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики (Об искусстве комбинаторики, 1666). Реальный мир, согласно его учению, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом как (наилучший из всех возможных миров). В духе рационализма он развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, – категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ – явился основоположником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма (Лаокоон, 1766), Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа.

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70-80-х годов ХVIII века (Буря и натиск) (; название – по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему принадлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744-1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751-1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752-1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752-1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739-1791), Иоганн Генрих Фосс (1751-1826), Готфрид Август Бюргер (1747-1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и др. Движение (Буря и натиск) противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индивидуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Истоки русского футуризма
Русский футуризм связан с западноевропейской культурой, традицией – философскими идеями А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционно ...

Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...

Анализ сценической жизни Английского театра 19 – 20 вв
В последнее десятилетия 19 века в Англии, как и в других странах, театральное искусство сделало заметный шаг вперед. Это сказалось в развитие художественно метода, усовершенствование технических средств, обогащение репертуара и демократиз ...