Сайт о культуре и искусстве

Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Другое » Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века » Интеллектуальные течения эпохи Просвещения

Страница 2

Философ-материалист Дени Дидро (1713-1784), как и Руссо, был неординарной личностью. На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28 томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций, Энциклопедии). В ней сотрудничали помимо Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбера такие титаны Просвещения, как Руссо (написал 390 статей, прежде всего по теории музыки), Вольтер, Монтескье, Гольбах и др. Составители (Энциклопедии) получили название энциклопедистов. Итогом явился универсальный свод современных знаний.

Появлению блестящей плеяды философов-просветителей предшествовал тот интеллектуальный переворот в умах европейцев, который совершили их великие предшественники, прежде всего французский философ Рене Декарт (1596-1650), нидерландский Бенедикт Спиноза (1632-1677) и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Декарт являлся не только философом, но и выдающимся ученым – математиком, физиком и физиологом. Он заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения, сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Согласно воззрениям Спинозы мир – закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, – единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Его сочинения (Богословско-политический трактат, 1670) и (Этика, 1677) оказали огромное влияние на европейскую философию.

Великий немецкий философ Лейбниц представлял собой универсальный ум, он был первоклассным математиком, физиком и языковедом, в частности, он считается одним из создателей дифференциального и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил принципы современной математической логики (Об искусстве комбинаторики, 1666). Реальный мир, согласно его учению, состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан Богом как (наилучший из всех возможных миров). В духе рационализма он развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, – категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках.

Его современник Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ – явился основоположником немецкой классической литературы. Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма (Лаокоон, 1766), Лессинг развивал мысли о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения человеческого рода к высшим ступеням духа.

Огромное воздействие на целую эпоху в истории культуры Германии и на развитие европейской культуры в целом оказало немецкое литературное движение 70-80-х годов ХVIII века (Буря и натиск) (; название – по одноименной драме Ф.М. Клингера), заявившее о стремлении изменить моральные и общественные нормы. К нему принадлежали писатели и поэты Иоганн Готлиб Гердер (1744-1803), Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц (1751-1792), Фридрих Максимилиан Клингер (1752-1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752-1806), Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739-1791), Иоганн Генрих Фосс (1751-1826), Готфрид Август Бюргер (1747-1794), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) и др. Движение (Буря и натиск) противопоставляло рационализму Просвещения страсть, фантазию и образность. Оно требовало полной индивидуальной самореализации и отвергало любое угнетение. Отвергнув нормативную эстетику классицизма, его представители отстаивали национальное своеобразие, народность искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

История русского пейзажа
Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где н ...

Готы
В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское музыкальное течение, которое не ставило перед собой никаки ...

Личная жизнь
Георгий Вицин безумно любил животных. Все окрестные обитатели (птицы, кошки, собаки) точно знали часы, когда он выходит "на кормление", и собирались перед подъездом. В семье держали двух попугаев и собаку. Удивительно, но Вицин ...