Сайт о культуре и искусстве

Культура Древней Индии

Другое » Культура древних обществ Востока » Культура Древней Индии

Страница 4

Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.

Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.

Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.

Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.

Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.

В I–IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук, ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.

В эпоху Гуптов продолжало развиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV –VII вв.), состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодаря своей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образец данного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит огромное эмоциональное впечатление.

В Гуптский период последний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступая место индуистским храмам и изображениям.

Наука. Значительными достижениями отмечена наука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитие соответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в истории математики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученый предложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи». Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичной за счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основу современной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Сады классицизма
Идея «преобразованной природы» соответствовала новому образу жизни монарха и знати. Она привела и к новым градостроительным замыслам - уходу от хаотичного средневекового города, а в конечном итоге - к решительному преобразованию города на ...

Представление о духах
Ещё с древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явления природы с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа. По китайским воззрениям, ...

Златоустовская гравюра на стали
Начало гравировальному промыслу в Златоусте было положено немецкими мастерами братьями Шафами. Приехав в начале 19 века на Урал, в декабре 1817 года набрали первых учеников. Шафы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, ...