Сайт о культуре и искусстве

Культура Древней Индии

Другое » Культура древних обществ Востока » Культура Древней Индии

Страница 1

Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развития Индская цивилизация охватывала территорию почти в 1,3 млн кв. км – от подножия Гималайских гор до берегов Аравийского моря и от бассейна реки Ганг до Камбейского залива, на северном побережье которого находится современный Бомбей.

Архитектура. Крупнейшими городами Индской цивилизации были Мохенджо-Даро (в переводе «холм мертвых») в низовье Инда и Хараппа на берегу реки Рави, крупнейшего притока Инда в Пенджабе. В Хараппе, имевшем площадь 25 кв. км, проживало до 100 тыс. человек.

Оба города мало отличались друг от друга как по размеру, так и по внутренней планировке, что позволяет сделать вывод о едином архитектурном замысле. В отличие от большинства населенных пунктов древнегомира, развивавшихся спонтанно, Хараппа и Мохенджо-Даро строились по плану: обращенную фасадом на запад цитадель окружали кварталы жилых домов, на юге и севере имелись городские ворота. Улицы городов шли абсолютно прямо, пересекаясь под прямым углом.

Постройки Индской цивилизации отличались достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта. В городах преобладали двух- и трехэтажные дома. Многие жители могли пользоваться системой водоснабжения и канализации (большая редкость в странах древнего мира). В Мохенджо-Даро в благоустроенных домах имелась ванная комната с мощеным полом и каменным водоотводом. Вода в нее доставлялась из облицованных камнем колодцев, которые в основном находились прямо в здании.

Главным источником благосостояния Индской цивилизации было ирригационное земледелие. Выращивались в основном ячмень и пшеница. Природные условия позволяли собирать 2 урожая в год. В Хараппе и Мохенджо-Даро имелись огромные зернохранилища, площадь которых достигала 1000 кв. м.

Письменность. О религии и литературе жителей долины Инда мы знаем мало, поскольку их письменность не удалось до конца расшифровать. Предполагается, что язык индейцев относился к дравидийской языковой семье.

Индийское письмо было иероглифическим, в нем насчитывалось около 400 символов. Материалом для письма служили глина, медь, стеатит, из которых изготавливались резные печати. В долине Инда найдено более 2 тыс. таких печатей. Кроме иероглифов на печатях изображались животные, чаще всего священные – бык, буйвол, коза, слон.

К концу XIX в. до н.э. города пришли в упадок, точную причину которого назвать трудно. Предположительно, изменились климатические условия, что привело к оскудению земли. Установлено, что население долины Инда страдало от эпидемий, в частности малярии. Так или иначе около 1800 г. до н.э. жители покинули города в долине Инда. Древнейшая культура и цивилизация исчезла, почти не оказав воздействия на пришедшую ей на смену в середине II тысячелетия ведическую культуру - ариев, заложивших практически заново основы древнеиндийской культуры.

Культура ведийского периода (середина II – середина I тысячелетия до н.э.). Во второй половине II тысячелетия до н.э. в долинах Инда и Ганга начали расселяться индоевропейские племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада. В процессе становления древнеиндийской цивилизации приняли участие разные племена и народы, но этнос, язык и религия ариев играли при этом доминирующую роль.

О культуре древних индоариев известно гораздо больше. Главным источником наших знаний являются древнейшие индийские письменные памятники – Веды (от глагола «ведать», «знать»). Язык, на котором написаны Веды, – индоевропейский, весьма близок к санскриту и разговорным языкам Индии, которые принято называть пракритами. Сами Веды – это четыре сборника священных текстов, которые составляли основу мировоззрения ариев еще до их прихода в Индию.

Первой и наиболее авторитетной из Вед является Ригведа (Веда гимнов). Действительно, Ригведа состоит из гимнов, или обращений к богам. Гимны содержат просьбы людей о даровании урожая, мира, благополучия, о наказании врагов, об установлении благоприятной погоды. Второй Ведой является Самаведа (Веда мелодий). Ее тексты пелись во время богослужения. Считалось, что это благоприятно воздействует на богов. Третьей по значению считается Яджурведа (Веда жертвоприношений). Именно в Яджурведе описаны порядок и правила совершения жертвенных обрядов и ритуалов. Четвертой из Вед является Атхарваведа (название произошло от имени жрецов-атхарванов). Она включает в себя заговоры и магические заклинания, цель которых – отпугивание злых духов, излечение от болезней, обращение к богам и мелким божествам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян
Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («б ...

Взаимосвязь игры и философии
Взаимосвязь игры и философии Й. Хейзинга прослеживает в первую очередь в софистике. Софист – это слегка сбившийся с пути преемник того главного персонажа архаической культурной жизни, о котором мы поочередно говорили как о пророке, шамане ...

Покровская церковь
По мнению исследователей, в период с 1720 по 1749 годы Покровская церковь была существенно перестроена – клетская церковь приобрела шатровое завершение. Но и этот вариант не стал последним. Зодчие продолжили свои творческие поиски и вскор ...